Бишкекская свалка превышает запланированный объем в 8 раз. С уборкой льда и снега тоже проблемы

Автор -
439

    Сегодня, 5 декабря, в столице обсуждалась проблема переполненности Бишкекской свалки и прочие городские вопросы. На пресс-конференции выступили едва ли не все чиновники, ответственные за муниципальную инфраструктуру.

    Мусором завалило

    «Столичный мусорный полигон действует с 1979 года. Он был рассчитан на 3 с небольшим миллиона кубометров мусора, а его территория составляла 12 гектаров. Сегодня там находится более 24 миллионов кубометров отходов, площадь полигона составляет 36 гектаров. Свалка не отвечает санитарным требованиям. Около нее живет порядка 20 тысяч человек, так как в 2006 году там произошел самовольный захват земель. Многие из них промышляют тем, что копаются в отходах. Есть опасность вспышки инфекционных заболеваний, потому что недалеко от полигона расположены скотомогильник и кладбище», – сказал начальник санитарно-экологической службы города Нурлан Керимкулов.

    Официальная позиция мэрии по вопросу – оптимистическая.

    «Распоряжением и.о. мэра города Бишкека создана рабочая комиссия по разработке необходимой документации по городской санкционированной свалке. Необходимо отметить, что городская свалка, функционирующая с 1978 года, по настоящее время не имеет полного пакета документов на осуществление своих прямых функций по приему и утилизации бытового мусора. Площадь Бишкекской городской свалки составляет 89 гектаров. 

    Сейчас муниципалитетом столицы для Бишкекской городской свалки приобретены и установлены автовесы и видеокамера. Для этих целей из городского бюджета выделен 1 миллион 200 тысяч сомов. Установка автовесов позволит наладить учет утилизированного мусора, определить точный объем и количество рейсов мусороуборочных машин. 

    В настоящее время проводятся проектно-изыскательские работы по строительству весовой и диспетчерской, идет морфологический анализ состава мусора. В начале будущего года планируется установка мусоросортировочной линии», – такие официальные обещания раздает муниципалитет.

    Что делать с людьми, промышляющими на свалке, в мэрии не знают. Вице-мэр Вячеслав Красиенко предлагает переселить народ за городскую черту, подготовив условия для проживания.

    «В будущем будет разработан проект, в рамках которого запланировано переселение жителей в другое место», – подчеркнул вице-мэр.

    Еще в 80-х годах прошлого столетия рядом со свалкой планировали построить фабрику по переработке вторсырья. Но грянула перестройка, потом суверенитет, и с тех пор 30 лет планы по строительству завода дальше слов не продвигаются. Периодически кто-то из инвесторов или местных бизнес-лихачей пытается вложить средства в это безнадежное предприятие, но каждый раз что-то случается. То переворот, то кризис. А свалка растет и пухнет, распространяя миазмы, накапливая инфекции и, возможно, холерную палочку, чтобы однажды вновь сделать Бишкек центром новостных сообщений во всем мире.

    «Ситуация на городской свалке может привести к экологической катастрофе. Постоянно горит мусор, происходит самовозгорание. Поэтому строительство мусороперерабатывающего завода – один из наших основных приоритетов. К концу этого года ЕБРР выделит нам 620 тысяч евро. Эти деньги пойдут на разработку проекта по строительству завода», – как-то пообещал мэр Иса Омуркулов. Разговор был в июне. На сегодняшний день вопрос, увы, закрыт. Инвесторы и благотворители в очередной раз передумали.

    Жители соседних новостроек «Тендик», «Ак-Босого», «Калыс Ордо» и «Мурас Ордо» давно требуют закрыть городскую свалку.

    «Решение о закрытии этого полигона было принято еще в 1996 году, но он продолжает отравлять жизнь более чем 50 тысячам человек, проживающим вблизи. Каждый день мы вынуждены вдыхать все прелести городской свалки. Правительство должно закрыть эту свалку, тем более что место под нее уже выделено в другой местности», – сказал активист Дамир Кокожанов из соседней новостройки «Мурас Ордо».

    Впрочем, многие его соседи вполне комфортно чувствуют себя, занимаясь «свалочным» бизнесом.

    «Оставьте нас в покое. Мы тоже хотим жить и есть. Работы нет, даже на «Дордое» уже нет. Дайте нам хотя бы так содержать семьи», – заявляет Замира Урматханова, жительница «Ак-Босого».

    Она зарабатывает, собирая и сдавая пластиковую тару со свалки. Ежедневный доход – сомов 200-300. Не густо. Но с голоду не умереть позволяет.

    По данным мэрии, в настоящее время в Бишкеке проживает 1 миллион 250 тысяч человек. При этом каждый день городские службы вывозят из города более 1 тысячи кубометров мусора. Сегодня мэрия Бишкека вынесла на общественное обсуждение предложения по рекультивации городской свалки. Информация о средствах на это мероприятие весьма туманна. Вопросов много, ответов не слышно.

    Не идется и не едется, потому что гололедица

    Сегодня столичные чиновники признались, что снегоуборочной техники в столице не хватает. Лейтмотив один – дайте денег. А мы попытаемся обратиться к публикации, которая освещала городские проблемы этого рода год назад на одном из интернет-ресурсов. Ситуацию можно прорисовывать под копирку.

    «Теперь поговорим о ситуации на дорогах, связанной с оледенением практически всех столичных улиц. Вице-мэр города Бишкека Вячеслав Красиенко отрапортовал, что на борьбу с гололедицей и снежными завалами в столице выехали несколько десятков автомашин со специальным оборудованием. Если быть точным, то на столичных автотрассах должно «орудовать» 26 машин. Учитывая, что улиц в Бишкеке минимум 938, напрашивается вывод, что охвачена лишь мизерная доля городских дорог.

    Однако и этих 26 автомобилей на дороге не было. Горожане стали свидетелями очистки дороги всего 4 машинами, которые сметали снег и разбрасывали песок и соль преимущественно на правительственных трассах. Тем временем, на стоянке муниципального предприятия «Тазалык» простаивали не менее 20 машин спецтехники, привезенной зимой 2010 года.

    Неясно, по какой причине десятки автомашин не были задействованы в очистке города. Меж тем, согласно данным мэрии, только за одну ночь работниками муниципального предприятия было выполнено 68 рейсов, а «посыпкой» охвачены 74 столичные дороги. Муниципалитет сообщал, что на борьбу с гололедицей вышли 400 дворников, работников муниципального предприятия «Тазалык», а также привлечены 160 человек с предприятия «Зеленстрой».

    Однако и эти данные – под сомнением, поскольку большинство столичных тротуаров до сих пор находятся под толстым слоем снега и льда.

    Итог безалаберного отношения к очистке города – увеличившаяся статистика автоаварий и травматизм горожан».

    Практически без изменений ситуация с общественным транспортом, пробками, ремонтом дорог. Город почти встал на черту, за которой маячит призрак лихих девяностых. Но тогда в Бишкеке обитало вполовину меньше жителей, и это – существенный фактор.

    Поделиться