Улан Мухамед: «Успех стартапа не в деньгах, а в людях»

Автор -
1266

    Есть ли место в серьезном бизнесе для молодых? Способна ли мысль молодежи воплотиться в действие, и приносить реальный доход? На эти и другие вопросы K-News отвечают предприниматели из Кыргызстана.

    История первая: Неудачный старт в сфере бизнеса

    Ровно год назад, зимой 2012 года, в Кыргызстане «выстрелил» один из успешных стартапов – SMM Agency Like. Компания являлась первым зарегистрированным Social Media Marketing (продвижение продукта посредством социальных сетей) агентством в Кыргызстане. Успех был оглушительным – за первые два месяца работы, имея в штате лишь 7 человек, агентство имело в активе возможные контракты на сумму более полумиллиона сомов. Подробнее о «Like» рассказывает его основатель Улан Мухамед, ставший у руля компании в 27 лет.

    Как создавался «Like»?

    Идея пришла к нам, когда у меня и моих друзей – единомышленников не получился предыдущий IT проект – это была профессионально-деловая социальная сеть. Тоже, кстати, стартап. У нас были большие планы, амбиции. Мы решили, что нужно двигаться дальше. И так зародилась идея развивать новое для Кыргызстана направление – SMM, и делать это на профессиональном уровне. Предыдущий опыт поиска инвесторов для IT-проекта дал нам много хороших связей с интересными людьми, и мы очень быстро, в течение месяца, нашли инвестора, который согласился вкладывать в нас деньги в течение первого года. Таким образом, я и моя команда перешли с провального IT-стартап проекта на новый SMM–стартап проект. Мы рано радовались, самое трудное было впереди.

    «Like» был первым в своем роде агентством в Кыргызстане, занимавшимся продвижением в социальных сетях, или же были аналогичные проекты до него?

    На тот момент было очень много фрилансеров, а также 2 интернет-рекламных агентства, которые предоставляли услуги по баннерно-медийной рекламе и SMM. А мы все такие «крутые», амбициозные, хотели как-то о себе заявить и выделиться, чтобы о нас быстро узнали. Мы заявили, что мы первое SMM-агентство наперекор нашим конкурентам. И мне кажется, это получилось. Конечно, было много возмущений, что до нас это уже начали делать другие, но все же это сработало, и о нас заговорили: 4 публикации в рейтинговых СМИ Кыргызстана из которых 2 — Центрально-Азиатского масштаба. Наша деятельность вызвала огромный интерес. Нас начали приглашать стать членами бизнес-сообществ.

    Вы заявили о себе. А как проходила сама работа?

    Сфера SMM было нова, многие клиенты с трудом понимали, как продвижение в соцсетях можно монетизировать. Мы объясняли им, что такое SMM, почему он необходим и какие выгоды он несет для бизнеса, и старались исполнять заказ на самом высоком профессиональном уровне. Учиться и спрашивать было не у кого, но мы точно понимали, что в основе SMM лежит классический маркетинг, что и PR и SMM должны подчиняться ему. Перед тем как начать SMM–кампании, мы очень много времени и сил тратили на изучение рынка, конкурентов, самой компании клиента. Мы поставили самые высокие цены на наши услуги. Мы разрабатывали уникальные стратегии коммуникаций, которая помогала дальше реализовывать продвижение бизнеса в сети. Никто до нас так не подходил к SMM. Мы очень любили свое дело.

    Все это хорошо, но где же SMМ? Кто занимался непосредственно продвижением в соцсетях?

    Мы быстро поняли, что лучше всего у нас получается этап анализа и планирования, разработки программы продвижения. А все остальное – техническое исполнение, открытие, наполнение и ведение странички клиента в социальных сетях мы отдавали на outsourcing (использование чужих ресурсов — прим. ред.). Мы набрали группу фрилансеров, которая на договорной основе с агентством занималась продвижением клиента в соцсетях. Они получали от нас подробное описание целевой аудитории, стратегию позиционирования и медиа–план. Мы детально расписывали, кому должна быть адресована реклама, в какой день использовать текст и фото. Таким образом, мы сами того не зная, потихоньку превращались в первое SMM-консалтинговое агентство.

    Приносило ли это доход?

    Мы сразу замахнулись на крупный бизнес. 14 ведущих компаний Кыргызстана изъявили желание сотрудничать с нами, совокупная прибыль могла составить более 600 тысяч сомов. Мы в 5 раз расширили список предоставляемых услуг. Не ограничиваясь одним лишь SMM-коммуникациями, перешли к Social Media Optimization, Search Engine Optimization, Context Ad, баннерно-медийная реклама и т.д. Мы определили для себя стратегический интернет — маркетинг как ключевую компетенцию. В 2 раза увеличили штат профессиональных специалистов по SMM, маркетингу, рекламе и PR. Наш сотрудник прошел обучение по московской программе и стал первым сертифицированным специалистом по Social Media Marketing в Кыргызстане. У нас появились друзья, единомышленники в зарубежных компаниях, которые изъявили желание консультировать нас, чтобы эффективнее решать задачи, поставленные клиентом. Успехи, которые мы добились за два месяца, превысили наши ожидания. По нашим прогнозам на начало 2013 года, подобные темпы роста могли вывести агентство на9 % рекламного рынка в своей нише, который составлял 2,3 миллиона сомов. Для SMM стартап-проекта это было очень круто. Однако, мы так и не вышли из стадии старта.

    Что пошло не так? Почему успешный проект перестал работать?

    Самой трудной частью для нас стало продолжать работать с инвестором. Мы не сошлись во мнениях, как вести бизнес дальше. Да, инвестор был готов вкладывать деньги дальше, но на уже других условиях, у него было другое видение развития компании. В стартап-проектах можно выделить два вида инвестиций. Первый – это когда ты привлекаешь инвестора, и он берет на себя все риски, и второй – когда ты получаешь кредит на открытие бизнеса и берешь все риски на себя. Мы выбрали первый вариант и в результате мы разошлись во мнении, как делить возможные риски. Я понял, что так продолжаться не может. Я ушел из компании, за мной и все остальные. В агентстве остался лишь один человек. В той ситуации я никого не виню и с пониманием отношусь к инвестору, и признаюсь, что и сам допустил несколько ошибок. И вот так получился мертворожденный стартап-проект. Я приношу свои извинения перед клиентами «Like» за причиненные неудобства. Коллегам по «Like» скажу спасибо за терпение и поддержку в сложные дни. Мы очень любили свое дело, это нас и объединяло. Я ушел из агентства, но юридически еще остаюсь со-учредителем. Я верю, что «Like» в лучших руках и болею за ее будущее.

    С «Like» было покончено. Какие уроки вы извлекли для себя из этого опыта?

    Успех бизнеса заранее спланировать нельзя, но нужно работать и минимизировать возможные риски. Никто не советчик, можно учиться только на своих ошибках. Наверное, этот провал был просто необходим для нас, чтобы сейчас уже на третий раз, уже своими силами организовать свое дело. На своем путанном опыте я понял, что открыть свой бизнес можно. Это возможно, но очень сложно, больше даже психологически, нежели материально. Нужно иметь огромное желание и любовь к своему делу и титаническую выдержку. Я открыл маркетинговое агентство Internet Marketing Strategies IMS. На третий раз нам намного легче за счет опыта в «Like». Я не могу сказать, что мое нынешнее дело быстро станет успешным, но мы делаем для этого все возможное, мы будем расти органическим путем.

    И напоследок, что можно посоветовать молодым предпринимателям, открывающим свое дело?

    Если ты взялся за дело – делай его лучше всех. Если ты в чем-то не уверен – привлекай людей, которые делают это лучше тебя. А иначе не стоит начинать. И так на 10 стартапов приходится 9 провальных. Твой продукт должен быть лучшим, а если не самым лучшим, то лучшим в чем-то и тебя заметят. Успех стартапа мне кажется не в деньгах, а в людях. Верьте в себя и будьте терпеливы.

    Поделиться