Искушение углеводородами: что будет, если лопнет сланцевый пузырь

Автор -

Рубль пережил самый стремительный рост курса за последние 16 лет. Российская валюта рванула вверх впервые с начала сентября, после того как в течение 2 месяцев уступала доллару и евро. С утра американская и европейская валюты пошли в атаку, достигнув очередных исторических максимумов. 43 рубля 66 копеек за доллар и 55,5 рубля за евро. И уже после того, как Центробанк зафиксировал официальные курсы, рынок круто развернуло. Доллар резко подешевел на 2,5 рубля, а евро — на все три. Пишет ВЕСТИ.

В ключевой связке «рубль — нефть», кажется, наметился перелом. Агентство Bloomberg выдало прогноз: баррель Brent в 2015 году подорожает до 100 долларов. Текущие цены в районе 85 уже достаточно низки, чтобы замедлить бурение на американском шельфе. Генсек ОПЕК аль-Бадри накануне был еще более конкретен: при таких ценах как сейчас с рынка исчезнет половина объема трудноизвлекаемой нефти, в том числе сланцевой.

Так что сланцевый рай не вечен, да и такой уж ли это рай? Сланцевая лихорадка изменила североамериканский ландшафт. Если бы цветная печать была известна во времена Джека Лондона, наверное, приветственный плакат Клондайка выглядел как Виллистон. Но вместо золотой лихорадки в Америке сланцевая, и Виллистон, по прозвищу города-бума, — ее столица.

— Это правда что здесь нулевая безработица?

«Не нулевая, но очень низкая. Меньше одного процента. Сегодня у нас здесь все в порядке. Завтра, возможно, будет иначе. Посмотрим», — рассуждает сотрудник нефтяной компании Чад Ли.

Виллистон находится в центре крупнейшей в США углеводородной формации Баккен. На глубине трех километров — 24 миллиарда баррелей, то есть бочек нефти. Для окружного шерифа Бушинга они теперь как пороховые.

Коренные жители полосатые робы примеряют не часто. За три года население городка скакнуло почти вдвое за счет приезжих рабочих.

Из Мексики наркоторговцы даже наладили отдельный канал.

«Здесь много тех, кто приезжают к нам, чтобы торговать наркотиками или заниматься сутенерством. За мелкие правонарушения рабочих обычно задерживает службы безопасности нефтяных компаний. И их просто увольняют. Но если случай серьезный, то они попадают к нам. Так или иначе, все это последствия нефтяного бума», — философствует шериф округа Вильямс штата Северная Дакота Скотт Бушинг.

Другой бич — гигантские пробки. Увернуться от многоосных махин не просто даже с М-16 и дробовиком под рукой.

«Пробки связаны с нефтедобычей. Через город идет огромный поток грузовиков. У нас вообще тут жить не просто. Аренда жилья очень дорогая. За квартиру двухкомнатную просят от полутора до двух с половиной тысяч долларов в месяц. Пять лет назад я свою снимал за 400», — вспоминает помощник шерифа Кевин Симмонс.

Цены как в Нью-Йорке и в ресторанах, и в гостиницах. Многим из тех, кто приехал за длинным долларом, нормальное жилье не по карману. С детьми ютится в автофургоне семья из Колорадо.

«Нам говорили, что тут очень тяжелые холодные зимы. Не знаю, останемся ли мы здесь. Очень многие люди живут так, как мы. Тысячи людей. Наш лагерь еще не самый большой», — поясняет жительница Колорадо Саманта Коллокпи, перебравшаяся в Северную Дакоту.

Муж Саманты водит автоцистерну. Добыча здесь — это все то же горизонтальное бурение и гидроразрывы пластов. Чтобы высвободить нефть, в породу закачивают коктейль из воды с химикатами.

В последнее время американские компании трубят, что так продвинули технологию вперед, что даже если цена за баррель на мировом рынке упадет до 50 долларов, их это, якобы, не испугает. Издержки тех, кто на нефти не зарабатывает, правда, в расчет не берут.

С окрестных ферм в YouTube утекает шокирующее видео с последствиями загрязнений. Буровики, придя со смены, развлекаются с «огненной» водой, текущей из крана.

Миллиарды в американский сланец устремились из лопнувшего пузыря ипотечного кредитования. На новом месте пузырь опять надулся. Нефтяные бумы пожирают тех, кто на них ставит. Виллок – типичный город-призрак. В 1960-х годах, когда в окрестностях пошла добыча, население рвануло вверх, но в начале 1990-х после краха второй нефтяной лихорадки Виллок погрузился в руины. Объявление, что это чья-то частная собственность, звучит как горькая насмешка.

Свои ли в Вашингтоне договорились с арабами, чтобы наказать Россию или, наоборот, саудиты, не сокращая добычу, мстят Америке? Жителей Северной Дакоты мало интересуют версии.

«Дай нам Бог снова не упустить шанс», — пишут они на стеклах своих автомобилей, не убирая, впрочем, далеко проверенный трактор, стоящий у хайвея, по которому мировая экономика мчит в модном направлении. А вдруг снова повернет обратно?

Поделиться