Азамат Тынаев о депутатах «обманщиках»

Автор -
477

    Сегодня депутаты Жогорку Кенеша приступили к обсуждению итогов работы комиссии по оптимизации расходов парламента. В ходе обсуждения выяснилось, что большинство членов комиссии не смогло решить, стоит ли отказываться от помощников или нет. Оппозиционная фракция «Республика-Ата Журт» заявила о своем несогласии с предложенной комиссией структурой и озвучила свои предложения.

    Однако большинство депутатов решило, что обсуждение должно проходить за закрытыми дверями. Также депутаты не посчитали нужным вывесить на официальном сайте предложения комиссии и не дала общественности ознакомиться с ними.

    Представитель Общественного движения «За отмену льгот и привилегий депутатам» Азамат Тынаев в интервью KNews рассказал о том, о большинство партий, прошедших в парламент, сейчас делают противоположные заявления.

    Ваше движение выступало за отмену льгот, а сегодня депутаты обсуждают данный вопрос за закрытыми дверями. Что вы думаете по этому поводу?

    — Прежде всего, хочу вспомнить 2010 год, когда я, будучи в составе другого гражданского движения выступал за отмену закрытых заседаний, к сожалению, наши усилия оказались безрезультатными. Мы выступали за отмену непонятной, неоправданной практики проведения закрытых заседаний и тайного голосования. За исключением, конечно, тех вопросов, которые находятся в сфере национальных интересов, представляющих государственную тайну. Вопросы бюджет и расходования средств Жогорку Кенеша никак нельзя отнести к разряду государственной тайны. Единственная причина — это попытка скрыть свои истинные намерения от электората, потому что все это сейчас будет резко контрастировать с недавними предвыборными обещаниями тех партий, которые прошли в парламент. Хотя со стороны скептически настроенных граждан были опасения, что кандидаты не сдержат обещания, все-таки какой-то оптимистичный настрой был. Но сегодняшние события показывают, что в случае со многими депутатами понятия честности и верности данному слову и реальные поступки — это совсем разные вещи. Понимание этого наталкивает на необходимость поиска новых методов действия, необходимости активизации деятельности общественных органов народного контроля над деятельностью Жогорку Кенеша, равно как других ветвей власти. Инструмент гражданского контроля, конечно, очень нужен в настоящее время. Защита привилегий, которые мы слышали на протяжении последних дней, лишний раз убеждает в необходимости большего числа таких объединений, которые будут зарождаться внутри гражданского сектора, включая и политические партии, которые не прошли в парламент, авторитетные НПО, общественные и профессиональные объединения и просто граждан, которые не вовлечены ни в одну из таких площадок, но имеют активную, сознательную гражданскую позицию.

    Создать объединение или движение не сложно, как через них воздействовать на парламент и другие органы власти?

    — Способов воздействия и донесения общественного мнения очень много, это проведение каких-то мероприятий, не обязательно демонстрационного характера, хотя это тоже входит в это число. Это митинги, пикеты, публичные акции, собрания граждан, конференции, круглые столы, пресс-конференции. Нужно создать новые форматы объединения граждан, создание новых общественных движений, гражданских платформ, выступление в СМИ, блоги, интервью, статьи, направленные на активизацию гражданского самосознания и усиление общественного контроля. Обязательны открытые встречи с самими депутатами, совместные заседания комитетов и парламентских фракций. Таких форматов очень много. Я думаю, все эти инструменты будут обязательно использоваться активной частью общества.

    Вы считаете, что этими методами можно повлиять на депутатов?

    — Все доступные, законные, легальные способы, которые не противоречат Конституции, все это доступно нам, это в наших руках и все обязательно должно быть использовано.

    Некоторые партии ведь подписывали декларацию, предложенную вашим движением?

    — Да, 4 партии, которые сегодня находятся в Жогорку Кенеше, подписывали предложенную нами декларацию об отказе от льгот и привилегий.

    Партия «Республика-Ата Журт» на сегодняшний день единственная, кто последовательно придерживается своих обещаний, делает какие-то заявления и предпринимает попытки в пределах своей компетенции.

    Также декларацию подписывала партия «Бир Бол», но ее поведение я бы охарактеризовал как двойственное. Нет четкого критерия оценки их позиции. В отличие от «Республики-Ата Журт» фракция не имеет такой консолидированной позиции. От ее членов я слышал противоречивые высказывания, есть и те, кто почему-то вдруг стал защищать привилегии, а кто-то продолжает оставаться верным данным обещаниям. Я так понимаю, у них внутри ситуация сложная, наверное, им нужно время, чтобы прийти к общему знаменателю.

    Также декларацию подписывала партия «Ата Мекен». Мы знаем, что она всегда выступает против лишних расходов, лишних привилегий, тем более эта партия в лице ее лидера еще в прошлом созыве выдвигала аналогичный законопроект, который не прошел. Но почему-то сегодня в дискуссии не особо слышали эту партию, это вызывает определенное удивление.

    Четвертая партия, подписавшая декларацию — партия «Кыргызстан». Эту партию я могу назвать полным разочарованием. Ни одного акцентированного заявления от этой партии я не услышал. Фракция выступила в роли обманщиков, клятвоотступников, предателей доверия своего электората. Тем более эту партию мы знаем как одну из самых богатых. Их тихое партизанское желание под шумок воспользоваться всеми привилегиями показывает не только их беспринципность, но и патологическую алчность. Уж кто-кто, а такие партии как «Кыргызстан», которые во время предвыборной агитации выбросили просто немереное количество денег, могли бы выступить локомотивом позитивных изменений, главными инициаторами демократических преобразований, чтобы депутаты максимально приблизились к народу. Но мы видим совершенно отличное поведение от ожидаемого.

    СДПК не подписывала декларацию?

    — Партия СДПК на словах поддерживала нашу декларацию, но какие-то формальные причины помешали им подписать документ. Если считать, что спикер Асылбек Жээнбеков представляет именно эту фракцию, как-бы не горько это констатировать, но сегодня СДПК стала партией, которая успешно «заболтала» этот вопрос. Устами спикера СДПК просто до неузнаваемости извратила вопрос, повернув все так, что никаких привилегий на самом деле нет, а все, что есть жизненно необходимо депутатам. Какая жизненная необходимость в дорогостоящих автомобилях для депутатов, которые большую часть работы проводят в Бишкеке, я не понимаю. Их отговорки, что приходится ездить в регионы и встречаться с избирателями, это слабые аргументы, потому что мы прекрасно знаем, что они, в основном, находятся в городе, а если и едут в регионы, то не столько для встреч с электоратом, а по-своим делам, на тои и так далее. Это мы все знаем отлично. Кыргызстан настолько маленькая страна, что создавать о себе обманчивое впечатление — это бесполезное занятие. Если мы называем СДПК партией президента, то это вдвойне обиднее, потому что Алмазбек Атамбаев не перестает повторять, что парламент должен быть близок к народу, что он заигрывается с принятием ненужных законов, что должен поменять свой стиль работы. А СДПК должен быть главным адвокатом всех этих действий, но их действия идут вразрез с обещаниями. Как они все это будут объяснять своему главному лидеру Атамбаеву, для меня загадка.

    Поделиться