Как надо бороться с коррупцией? — Де-Факто

Автор -
347

Вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз вынуждает пересматривать условия работы не только наших отечественных бизнесменов, но и зарубежных, в том числе– китайских. Именно из Китая идет основной грузопоток в Кыргызстан, многие китайские транспортные компании, как правило, используя тяжеловесные грузовики Xowo, занимаются грузоперевозками и внутри страны, в частности, обслуживая  угольные месторождения и строительные компании.

Как считает известный отечественный эксперт, заведующий кафедрой «Национальной экономики и регионального развития» КРСУ, доктор экономических наук  Асылбек Аюпов, с учетом новых таможенных тарифов эти субъекты бизнеса из транспортной отрасли будут пытаться найти новые лазейки на тех же пунктах весогабаритного контроля, чтобы уйти от обязательных государственных платежей, занижая данные о весе и стоимости провозимого груза, недоплачивая деньги в бюджет страны, разрушая автодороги и «повышая благосостояние» недобросовестных чиновников.

— Пока на таможенных постах и пунктах весогабаритного контроля присутствует человеческий фактор, будет присутствовать и коррупция. И избавиться от этого достаточно сложно, это уже стало системой, — констатирует эксперт. Единственно возможное решение указанных проблем – внедрение современных систем автоматизированного контроля.

Правительство уже около трех лет активно пытается изменить сложившуюся плачевную ситуацию. Так, установка электронной автоматизированной системы  предусмотрена в рамках проекта по взиманию «Дорожных сборов».  Напомним, летом этого года парламентом страны был принят закон, согласно которому с сентября 2016 года за проезд по дорогам общего пользования (основным международным транспортным коридорам страны) будет взиматься дорожный сбор с некоторых категорий транспортных средств – грузовиков и автобусов. Легковой транспорт платить дорожный сбор не будет.  Средства от сборов, размер которых сейчас прорабатывается, будут поступать в Дорожный фонд и использоваться на содержание и ремонт автодорог, а в перспективе – на строительство новой транспортной инфраструктуры. По расчетам специалистов, реализация проекта дорожных сборов с использованием автоматизированной электронной системы контроля через  несколько лет позволит не только сэкономить бюджетные средства, выделяемые на содержание дорог в настоящее время, но и полностью отказаться от привлечения кредитов в дорожную отрасль.

Идея этого проекта, считает Асылбек Нургазиевич, замечательная, и он обязательно должен быть реализован. Аналогичные системы уже успешно работают как в развитых государствах, так и в некоторых странах постсоветского пространства.

— Естественно, большегрузы оказывают серьезное воздействие на дорожное покрытие. На ремонт у государства денег нет, нам приходится брать кредиты. Которые, естественно, придется оплачивать налогоплательщикам. Других источников финансирования пока нет. Если проект автоматизированной системы электронного взимания дорожных сборов будет внедрен, то это будет серьезной помощью бюджету, дорогам, экономике страны, — уверен экономист. Кроме того, работа такой системы не зависит от человеческого фактора и способна контролировать как транспортные потоки в целом, так и массу каждого конкретного грузового транспортного средства, осуществлять поиск угнанных автомобилей, содействовать дополнительному поступлению налоговых платежей от деятельности транспортных компаний, внеся таким образом огромный вклад в борьбу с дорожной коррупцией. В противном случае через несколько лет в нашей стране наступит ситуация, при которой всё ухудшающееся состояние дорожной инфраструктуры на фоне невозможности нахождения источников финансирования, может привести к полной непригодности дорожной инфраструктуры.

Поделиться