Данияр Аманалиев покинул свой пост управдиректора известной компании, чтобы запустить бизнес в сфере культуры. Ознакомьтесь с его первым постом на сайте о том, как он ушел.
Как устроен обычный классический концерт? Я говорю о Бишкеке. Мне часто кажется, что на таких концертах мы, как в сказке о новом платье короля, чинно сидим, стараясь не уснуть и одновременно удерживая интеллигентное выражение лица. Нам, обычным смертным, музыка на таких концертах часто кажется какофонией. Но признаться в этом позорно. И вот мы сидим и тихо ненавидим составителей программы, которые за весь концерт включают 2-3 произведения, вызывающие восторг. Все остальное время они будто специально стараются доказать нам нашу ничтожность.
«Надо сильно чувствовать, чтобы другие почувствовали».
Никколо Паганини
Тот концерт Виктории Юртаевой и Эмилио Перцана зимой 2012 года был совсем иным. Я был глубоко благодарен Вике за волшебные произведения, половину из которых я слышал впервые. Но даже на эти неизвестные для меня произведения Шнитке и Бартока что-то в глубине меня откликалось, что-то волновалось, менялось к лучшему. Написал благодарность общественному фонду Prima, Вика откликнулась, и я предложил познакомиться. Мы быстро поняли, что говорим на одном языке.
Прошел год. Это было на балконе Bishkek Park’а. Мы пили чай, я смотрел на нее и думал: «Идея крутая, но она даже не представляет, насколько это нереально. Ох, уж эти творческие люди». А она с горящими глазами продолжала:
«Представь себе здесь, в Кыргызстане, большую музыкальную школу-интернат, в которую будут приезжать студенты из Индии, Китая, Пакистана, Кореи. Тут будут преподавать по своей методике – без традиционного для музыкальных школ насилия, из-за которого люди потом ненавидят музыку всю жизнь».
Меня это видение зацепило, хотя я и не верил, что оно реализуемо, потому что в тот момент она надеялась, что сможет убедить правительство поддержать такой проект.
Речи о моем участии не было, она просто хотела получить фидбек на свою идею. Погода была хорошая, дул тот самый весенний ветерок, за который я больше всего люблю Бишкек.
И я был вежлив: «Идея классная, но на государство надеешься зря».
Потом мы долго не виделись, но каждый раз, когда случайно пересекались, она добавляла деталей к своей идее:
«Я поняла, что там должен быть еще большой концертный зал. И дети не должны заниматься только музыкой, большой музыкант – это всегда всесторонне развитый человек. Там должны преподаваться и литература, и шахматы, и изобразительное искусство».
Я очень много людей с хорошими идеями встречал. Настолько много, что идеи в моих глазах уже давно обесценились, ведь люди их все равно не реализовывают. Но наблюдая за Викой на протяжении последних трех лет, я не переставал удивляться, что каждая ее идея реализовывалась. Даже такая безумная, как фестиваль классической музыки под открытым небом.
В январе 2016 года, в возрасте 32 лет, я начал реализовывать свою детскую мечту – учиться играть на фортепиано. С нуля. Вика, как я и ожидал, оказалась особенным преподавателем – вместо разучивания традиционных детских пьес, для которых достаточны два пальца, она сразу бросила мне вызов – разучить Прелюдию №1 Баха. На примере этого сложного произведения мы разобрали и нотную грамоту, и гаммы –мажорные и минорные, и доминанты, и субдоминанты и кучу другой теории музыки. Хотя и не верил, что когда-нибудь смогу играть это произведение, после 10 занятий, спотыкаясь, я его все же осилил. И поверил, что смогу разучить любое произведение, вопрос лишь во вложенных усилиях и времени.
Параллельно окрепла моя вера в эффективность этой нетрадиционной методики, которую можно расширить и на другие виды искусств. Я начал думать о школе день и ночь, обсуждать эту идею с каждым человеком, с которым встречался. Каждая такая встреча добавляла штрихов, с каждой встречей идея крепла.
Я убежден, что главное в бизнесе – видение и миссия. Это подтверждают многие книги и опыт общения с успешными людьми. Да, бизнес можно начинать и без них. И даже заработать какие-то деньги можно. Но если вы хотите сделать что-то очень большое, то без большой мечты и большого смысла не обойтись.
Нас в ololo четверо партнеров. Каждый живет здесь, а не уехал, потому что так выбрал, а не потому, что вынужден. Каждый из нас ищет способ помочь нашей любимой стране. Объединившись, мы осознали, что лучший способ для этого – ololo.
Странно?
В истории человечества было немало периодов, когда новые веяния в искусстве подталкивали перемены в экономике и политике стран. К примеру, эпоха Возрождения утвердила ценность личности и построение общества на основе разума, таким образом спровоцировав развитие наук. Мы верим, что особенно в XXI веке настоящее богатство нации – это люди, переполненные жизненной энергией. Сколько таких людей, сколько горящих глаз мы видим сейчас в Кыргызстане? Почему мы миримся с жизнью, которая не бурлит, не вдохновляет? Почему согласны не наслаждаться каждым мгновением?
Давайте глянем на то, как мы принимаем решения. Известно, что два ключевых мотива в основе всех наших поступков – это страх и любовь. Нам видится, что сегодня составляющая страха в решениях, принимаемых нашими согражданами, зашкаливает. Мы идем в университеты потому, что все идут, страшно оказаться без корочки, стыдно родителям перед родственниками за необразованного ребенка. Затем мы продолжаем учиться, когда уже давно осознали бесполезность вуза. А как только выпускаемся, мы женимся/выходим замуж, потому что этого требуют от нас другие, мы боимся общественного давления, прогибаемся. Мы не разводимся с человеком, которого уже ненавидим, по этой же причине. Пресловутое «эл эмне дейт» рушит нашу способность делать то, чего хотим всем сердцем. Я помню, как на одном собеседовании девушка расплакалась после моего вопроса: «Почему вы, талантливый художник, пошли учиться на юриста?» Мы создаем ololo, чтобы люди в нашем обществе принимали решения из любви, устремлений, мечтаний, целей, решений, построенных на вере в себя.
Представьте на секунду, что в нашей стране каждый третий человек вовлечен в какой-то вид творчества. Те, кто пробовал, знают, какой энергетический заряд это дает. Один час игры в спектакле на сцене лишает необходимости отвечать на вопрос: для чего мы живем? как минимум на месяц. Один час за фортепиано поможет преодолеть любые душевные терзания, вернуть ясность ума, ощущение «здесь и сейчас». Одно новое разученное произведение на любом инструменте дает прилив уверенности в собственных силах. В конечном итоге вовлечение в искусство развивает критическое мышление, способность находить креативные решения проблем и способность к самовыражению, повышает качество жизни. Все это вместе и ведет к экономическому богатству и к политической сознательности общества.
Романтика?
Вот пища для размышлений экономических и политических экспертов. Анализ Центра экономических и бизнес-исследований в Великобритании, проведенный в июле 2015 года, доказывает, что каждый фунт, потраченный государством на культуру, возвращает пять фунтов в виде налогов, производительность труда в сфере культуры почти в два раза выше, чем в среднем в экономике, за три года между 2010 и 2013 годом экономика культуры выросла на 25 процентов. В это же время в мире царил финансовый кризис.
Мы верим, что однажды Кыргызстан может стать культурным хабом Азии.
Мы надеемся внести свой вклад, создав через 20 лет Академию музыки и театра и Академию изобразительных искусств, которые станут региональными лидерами, обучающими студентов не только из ЦА, но и из Индии, Пакистана, Китая, Кореи, Ирана, Турции и других стран. Неизбежно при этом в КР будут проводиться самые интересные фестивали, выставки, арт-проекты и концерты в регионе, это подтолкнет развитие и туризма, и других отраслей экономики. Эта ниша не кажется сейчас гигантской, но она есть. И если мы сумеем стать интересными для всей Азии, этого будет для Кыргызстана более чем достаточно для процветания.
Какой вывод мог бы сделать кто-то, начинающий бизнес, из этого поста? Я часто вижу, что люди боятся делиться своими идеями, боятся, что их украдут. Понимаю, что такой риск всегда существует, однако гораздо вероятнее, что благодаря обсуждению идей с другими людьми ваша идея получит развитие, завоюет сторонников, которые подскажут вам новые возможности, вдохновит вас самого гораздо больше, чем сначала. А может, вы привлечете того, вместе с кем эту идею и реализуете однажды, как получилось у Вики со мной. В нашем случае мы будем рады, если другие подхватят и попробуют создать свою версию того же. Для того чтобы Кыргызстан заявил о себе, усилий одной команды будет недостаточно, давайте объединяться.