Министр транспорта и коммуникаций Аргынбек Малабаев лично владел всей информацией о ремонте дороги Балыкчи – Корумду, утверждает в своей объяснительной записке заместитель министра Улан Уезбаев, направленной премьер-министру Темиру Сариеву.
Чиновник напомнил, что в сентябре 2015 года на совещании у премьер-министра принят протокол, где Минтрансу поручено принять меры по строительству дороги в 2016 году. На его основании подготовлен проект решения правительства о строительстве дороги Балыкчи –Корумду, согласованный с министром Аргынбеком Малабаевым. Данный документ принят в установленном порядке, согласно регламенту правительства, 13 октября 2015 года.
«Информация о том, что министр транспорта и коммуникаций Аргынбек Малабаев якобы ничего не знал, не соответствует действительности. Министр в момент проведения тендера находился в Бишкеке. Это подтверждают документы, согласно которым Малабаев 14 октября 2015 года вылетел в Казахстан и прибыл 15 октября. Тендер объявлен 17 октября, после его приезда», – написал Уезбаев.
22 октября вскрытие тендерных заявок показало, что четыре подрядчика предложили свои услуги: ОсОО «Грант Старт» готово построить дорогу за 7 млрд 328 млн 500 тыс. сомов, ОсОО «Сутранспромжилстрой» – за 7 млрд 951 млн 135 тыс. сомов, «Kocogluinsaat sanayi tarim ve hayvancilik ticaret A.S.» – за 6 млрд 744 млн 934 тыс. сомов, ОсОО Циндаоская корпорация дорог и мостов «Лонг Хай» – за 6 млрд 803 млн 503 тыс. сомов.
На данный момент правительством профинансировано всего 180 млн сомов, хотя согласно договору заказчик должен перечислить авансом порядка 680 млн сомов. При этом подрядчик выполнил работы на 517 млн сомов, вложив свои 337 млн сомов. Компания «Лонг Хай» проводит строительные работы за свой счет без простойки.
«В закупках ограничений для участия не отечественных компаний не было. В квалификационных требованиях комиссии относительно лицензии указано, что нужно «иметь лицензию второго уровня ответственности». Не указано, что компания должна иметь кыргызскую лицензию во время проведения закупки. Иностранная компания, участвующая в каких-либо конкурсах в Кыргызской Республике, не может знать, выиграет конкурс или нет, поэтому не заинтересована получать лицензию на строительство, выданную соответствующим госорганом КР. Только после победы в конкурсе компания с соответствующими документами, подтверждающими ее квалификацию, подает заявку на получение кыргызской лицензии. «Лонг Хай» представила лицензию на ведение дорожно-строительных работ, выданную в КНР на 2003–2029 годы, с правом строительства дорог первой категории. При проверке обнаружено, что лицензия не продлевалась после 2013 года, но компанией предоставлена дополнительная информация по ежегодному продлению китайской лицензии. По их информации, после 2013 года продление осуществляется в электронном формате, информация об этом публикуется на официальном сайте строительной промышленности Шаньдуньской провинции КНР. Официальные переводы с информационного табеля данного сайта предоставлены», – поясняет замминистра.
Он отметил, что обвинения министра Аргынбека Малабаева в том, что премьер-министр Темир Сариев вмешивался в процедуры отбора компаний, беспочвенны, и все процедуры конкурса проходили без давления кого-либо. Уезбаев подчеркнул, что Малабаев лично владел всей соответствующей информацией о строительстве дороги.
Напомним, Алмазбек Атамбаев дал указание АКС ГКНБ проверить выводы межведомственной комиссии о недостатках работы министра транспорта и коммуникаций Аргынбека Малабаева в вопросе строительства дороги Балыкчи-Корумду.