Темир Сариев: Я долгие годы нахожусь в политике, и честь для меня − не пустой звук

Премьер-министр Темир Сариев дал объяснения по ситуации с проверкой законности проведенного тендера на реконструкцию дороги Балыкчи − Корумду в Иссык-Кульской области.

Напомним, министр транспорта Аргынбек Малабаев обвинил своего заместителя Улана Уезбаева и окружение Сариева в лоббировании китайской компании, выигравшей конкурс. Депутатская комиссия, изучив все обстоятельства дела, рекомендовала парламенту выразить вотум недоверия главе кабмина.

«Девятого апреля, в субботу, в нерабочий день, депутатской комиссией вынесено решение по вопросу строительства автомобильной дороги Балыкчи − Корумду. В связи с этим решил высказать собственное мнение.

  1. Вся республика охвачена строительством и модернизацией дорог. Масштабная реконструкция автомобильной Иссык-Кульской кольцевой дороги имеет стратегическое значение. Об этом многие годы говорилось, но не доходило до практической реализации. Мы изыскали собственные внутренние средства для начала столь важного объекта. У людей наконец-то появилась радость и надежда, что эта магистраль будет запущена. Это мы каждый день ощущаем по поступающим откликам от граждан и гостей страны.
  2. Теперь по тендеру. Правительство проводит сотни тендеров ежегодно. В прошлом году только по линии Министерства транспорта и коммуникаций проведено 23 тендера, по линии Госархстроя − 98 тендеров. В этом году будут проведены тендеры на строительство ста школ. Согласно закону и регламенту руководитель госоргана, который проводил тендер, несет персональную ответственность. Тендер по реконструкции автомобильной дороги Балыкчи − Корумду осуществлялся в рамках аналогичных процедур, ответственность за которые также несет министр.
  3. Теперь о процедурах. Проведение тендера осуществлялось Министерством транспорта и коммуникаций в лице Департамента дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и коммуникаций КР, Департаментом государственных закупок при Министерстве финансов КР. Принятие заявок осуществляется в электронном формате, на который мы перешли в прошлом году. Любое несоответствие поступающих документов определяется на объективной основе.
  4. Об участии меня и моего окружения. Я долгие годы нахожусь в политике, и честь для меня − не пустой звук. Много раз предпринимались попытки очернить мое имя. Я первый, кто заинтересован в открытости расследования. Моего вмешательства в процедуры тендера не было и не могло быть. Я полностью открыт, и моя работа прозрачна. Что касается моего окружения, в частности помощника Н. Султанова, то в отношении него также должно быть проведено объективное расследование вопроса. Если в чем-то он и виноват, то пусть отвечает по закону.
  5. В отношении заявки «Империя групп», к которой имеет отношение Канат Исаев, о чем он сам публично признался. Из справки межведомственной комиссии очевидно, что компания не смогла оформить и подать заявку вовремя. При вскрытии конвертов заявки от этой компании не было. По позиции Министерства транспорта и коммуникаций КР «Империя групп» является недобросовестной, и было предложено включить ее в черный список (об этом указано в заключении межведомственной комиссии).
  6. О лицензиях. Депутатская комиссия заявила об отсутствии лицензии у китайской компании. Департамент дорожного хозяйства при Министерстве транспорта и коммуникаций КР представил лицензию, заверенную нотариально с переводом. По их данным, компания «Лонг Хай» является крупной компанией по строительству дорог и мостов. Кроме того, как мы все знаем, за последние 20 лет Китай занимает первое место в мире по строительству автомобильных и железных дорог, используя высокие технологии и предоставляя отличное качество.
  7. О финансах. Первоначальное ТЭО, которое было предоставлено именно Министерством транспорта и коммуникаций КР, оценивалось в 9,9 млрд сомов. При проведении тендера выигравшая компания предложила 6,8 млрд сомов. Не трудно посчитать разницу − сэкономлены бюджетные средства. Хочу задать вопрос: где здесь ущерб, в чем его видят проверяющие?
  8. Согласно договору предоплата со стороны государства должна составить 10 процентов, или 680 млн сомов  от стоимости контракта, из которых бюджетом оплачено только 180 млн сомов. При этом, согласно акту, на 25 марта 2016 года подрядчиком уже выполнены работы на сумму 517 млн сомов и завезена техника на $8 млн. То есть компания уже вложила собственных средств больше миллиарда сомов. И это факт, который отрицать не может никто. Получается, эта компания добросовестно выполняет взятые на себя обязательства, даже не получив денег.
  9. Что касается обеспечения финансовыми ресурсами, то правительство изыскало в настоящее время больше полумиллиарда сомов и готово профинансировать. А также правительство дополнительно нашло 140 млн сомов на реконструкцию внутренней дороги от кольца до моста в городе Балыкчи.
  10. О работе депутатской комиссии. Комиссия была инициирована Канатом Исаевым. Ангажированность комиссии была видна по тому, как она проводилась. В пятницу комиссия, объявив о начале заседания и пригласив прессу и ключевых ответственных лиц − заместителя министра транспорта и коммуникаций КР У. Уезбаева и председателя тендерной комиссии Н. Кайынбаева − по непонятным причинам отменила публичное заседание. Позже комиссия собралась за закрытыми дверями, не выслушав главных фигурантов, в то время как общественность нуждалась в открытом рассмотрении данного вопроса.
  11. Почему так поступила комиссия, и кому это выгодно?!
  12. Комиссия внезапно, в нерабочий день, в субботу, проводит спешное заседание, вынося заключение по столь сложному вопросу всего лишь на четырех страницах. Опять же не были заслушаны лица, чья информация важна для работы данной комиссии. У. Уезбаев и Н. Кайынбаев  могли бы существенно пролить свет на многие детали. Где объективность и беспристрастность? Мнение комиссии базировалось, главным образом, на показаниях министра транспорта и коммуникаций А. Малабаева. Очевидно, что заключение, полученное на основе односторонней информации, вызывает сомнения в ее объективности.
  13. Поспешность и закрытость работы комиссии говорит о возможной ангажированности отдельных ее членов. Как человек, дорожащий своим именем и честью, считаю, что в данном вопросе необходимо обеспечить максимальную прозрачность и открытость. В этом и заключается моя заинтересованность. Я сторонник объективного расследования всех фактов и установления истины. Мои опасения связаны только с одним, что строительство столь важной дороги в угоду политическим интригам может быть приостановлено.
  14. Я изложил некоторые факты и обозначил важные вопросы, которые интересуют многих. Более подробное официальное заявление я сделаю в ближайшее время.

Поделиться