Трудовая миграция: избежать проблем

Автор -
1910

«Сама по себе миграция – это процесс, который происходит не только в Кыргызстане, он имеет место во всем мире. У нас сложился стереотип, что миграция – это очень опасно, но у нее есть свои положительные моменты. Главный из них – отправка мигрантами денежных средств на родину. В Кыргызстане такие средства составляют до 30% республиканского бюджета. Но легальная миграция действительно сопряжена с нелегальной, и наша задача – информировать наших граждан о потенциальных рисках», − заявляет менеджер по проектам Фонда «Евразия» в Центральной Азии Калыбек Имашев.

Трудовая миграция граждан Кыргызстана в страны ближнего и дальнего зарубежья всегда широко обсуждалась в нашей стране. Неудивительно, ведь низкий уровень жизни и безработица вынуждают около 700 тыс. граждан – более четверти экономически активного населения – зарабатывать за пределами республики, сообщает Государственная служба по миграции.

Страна мигрантов

Наибольшее количество тех, кто ищет счастья за границей, приходится на наименее экономически благоприятные регионы. Об этом говорят данные Национального статистического комитета по подсчету валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Так, в областях с низким ВРП, таких как Баткенская (36,4 тыс. сомов), Ошская (25,3 тыс. сомов) и Джалал-Абадская (36,9 тыс. сомов), большое количество домохозяйств имеют хотя бы одного члена семьи, трудящегося в другой стране. В Баткенской области таких дворов 35%, в Ошской – 22%, а в Джалал-Абадской – 27%. В то время как в Иссык-Кульской области (114,5 тыс. сомов) и в  Бишкеке (146, 8 тыс. сомов) их всего по 1,5%.

В качестве страны назначения граждане Кыргызстана чаще всего выбирают соседей: по состоянию на апрель 2016 года более 573 тыс. человек находятся на заработках в России и более 115 тыс. – в Казахстане. Мировые экономические потрясения, в частности, падение цен на нефть, привели к снижению курса рубля и, как следствие, уменьшению потока переводимых в Кыргызстан денежных средств. По статистике Национального банка Кыргызстана, до 2014 года объем переводов стабильно увеличивался, а затем стал заметно снижаться. Например, объем переводов в 2012 году составил $1 млрд 859,3 млн, в 2013-м — $2 млрд 106 млн, но в 2014 году – уже $1 млрд 812 млн, а в 2015-м — $1 млрд 344 млн. Уменьшение объемов денежных переводов мигрантами из России в Кыргызстан составило около 37%.

Но несмотря на это, большая часть мигрантов не оставляют российский и казахстанский рынок. Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз значительно облегчило кыргызстанцам их жизнь и трудоустройство за пределами родной страны. Новые законы, регулирующие прием на работу выходцев из стран-участников ЕАЭС, позволяют гражданам нашей страны трудиться на тех же условиях, что и резиденты. В частности, для пребывания на территории Российской Федерации им теперь не требуется регистрация – постановка на учет производится во время заключения трудового договора. Также нет необходимости сдавать экзамены по русскому языку и праву, не требуется патентов и специальных разрешений на работу. Документы об образовании, выданные образовательными организациями Кыргызстана, признаются без процедуры нострификации. А еще трудящиеся наравне с гражданами РФ могут претендовать на бесплатную неотложную медицинскую помощь и социальное обеспечение, а их дети – на посещение детских садов и школ.

Темная сторона

Однако все эти моменты улучшения положения трудящихся за границей коснутся только тех, кто делает это легально. По данным же старшего программного ассистента Международной организации по миграции Жылдыз Ахметовой, около 60 тыс. граждан Кыргызстана находятся в группе риска эксплуатации и торговли людьми. «Это люди, которые работают на нелегальной основе, без документов. Может быть, вообще уезжают, не зная, где и кем они будут работать. Либо, въехав в страну на легальной основе, остаются там после окончания срока легального пребывания», — объяснила она.

По данным МОМ, несмотря на это, почти половина (48%) вызволенных из рабства – женщины, 70% жертв эксплуатации  составляют мужчины. Это объясняется тем, что для нашего региона более характерно трудовое рабство, нежели сексуальное. «Среди тех, кто находится в группе риска, трудовой эксплуатации подвергаются 90% человек и только 10% – сексуальной эксплуатации», − отметила Ахметова.

По ее словам, также это связано с тем, что из общего числа кыргызских мигрантов сравнительно небольшое количество едет в Турцию и Арабские Эмираты, для которых характерно сексуальное рабство.

«Международная организация по миграции вызволяет в рамках проекта около 200 жертв торговли людьми в год. Это только малая частичка огромного айсберга. Некоторые люди не обращаются за помощью, потому что не доверяют, или не надеются, или просто не говорят об этом, боясь осуждения общества», — сетует программный ассистент.

Считается, что попасть в рабство можно, имея дело только с заведомо недобросовестными работодателями. Но, как говорит представитель фонда «Евразия» в Центральной Азии, чаще всего молодые люди вербуются близкими или друзьями, которые подталкивают их к кажущемуся более легким пути. Человек принимает риски, даже зная о них. Надеется, что с ним такого не случится, или считает, что другого выхода нет.

Выход есть

Поэтому одним из важных элементов урегулирования отношений между странами-участниками ЕАЭС является снижение уровня нелегальных перемещений. Борьба с нелегальной миграцией – одна из первостепенных задач наряду с заботой о собственных гражданах внутри страны. Как сообщает Государственная служба по миграции КР, взаимодействие с Федеральной миграционной службой РФ помогло менее чем за год сократить количество нарушителей миграционного законодательства на 72 тыс. По ее данным, на начало 2015 года свыше 190 тыс. кыргызстанцев нарушили миграционные правила пребывания в России, к концу же 2015 года их число снизилось до 118 тыс. человек. Кроме того, 1487 человек  направили в ФМС заявления о выходе из так называемого «черного списка» – списка лиц, которым въезд в страну запрещен вследствие совершенных там ранее правонарушений.

Фонд «Евразия» в Центральной Азии совместно с Международной организацией по миграции участвует в проекте USAID «Достоинство и права». Проект стартовал 1 октября 2015 года и направлен на то, чтобы информировать потенциальных выезжающих из страны о рисках нелегального положения, а также в помощь тем, кто уже лишился свободы.

На «Евразию» возложена миссия по мониторингу интернет-пространства. Фонд проводит постоянный анализ сайтов по трудоустройству на предмет призывов их посетителей к осторожности и пресечения каналов  нелегального трудоустройства. Кроме того, для граждан Кыргызстана запланированы информационные кампании, которые должны привлечь внимание молодых кыргызстанцев к проблеме торговли людьми. «Мы постоянно мониторим сайты по трудоустройству, такие как Employment.kg, Rabota.kg, jobs.kg, а также популярные страницы по трудоустройству в таких соцальных сетях, как «Одноклассники» и Facebook. Информационные кампании будут включать в себя флешмобы и мероприятия в вузах в Бишкеке, Караколе, в Таласе и Нарыне – в областных центрах. Также планируем в государственных университетах в Бишкеке и в регионах провести лекции, где квалифицированные докладчики помогут осветить тему», — рассказал менеджер по проектам Фонда «Евразия» в Центральной Азии Калыбек Имашев.

Кроме того, МОМ активно действует в направлении оказания прямой помощи жертвам торговли людьми: возвращении на родину, реабилитации, в том числе и психологической, медицинской помощи и реинтеграции. Возвращенному домой предлагают пройти профессиональные курсы и помогают с покупкой инструментария, который позволит жить и работать на родине.

«Проект нацелен на информирование о рисках и о том, что есть официальные каналы. Но каждый человек имеет право стать трудовым мигрантом. Если человек хочет заработать, никто не может удерживать его», − подчеркнул Имашев.

Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). (Редакция К-News несет ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или правительства США).

Поделиться