Страховые компании за 5 лет собрали 5,1 млрд сомов, а выплатили лишь 420 млн сомов.
Эксперты выступают против нынешней редакции законов об ОСАГО. В интервью K-News эксперт по страхованию Эмиль Бостериев рассказал, почему нельзя вводить в действие законы о страховании жилья и авто в том виде, в каком они были приняты в прошлом году.
Закон об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств принят в прошлом году и вступил в силу в феврале этого года. Сообщалось, что тариф по ОСАГО составит от 2 до 3 тыс. сомов, в зависимости от марки автомашины, возраста и стажа вождения водителя.
Депутаты Жогорку Кенеша выступали за отсрочку введения в действие закона, однако их предложение во втором чтении отклонено членами профильного комитета. Алмамбет Шыкмаматов («Ата Мекен») заявил, что отдельные чиновники лоббируют интересы частных компаний, и закон должен начать действовать позже, чтобы за это время депутаты могли внести в него необходимые изменения.
С этим мнением согласен и Эмиль Бостериев, который являлся членом межведомственной комиссии по разработке законопроектов о страховании. По его словам, тогда мнения независимых экспертов не учитывались, поскольку большинство членов комиссии являлись ставленниками Госфиннадзора. Именно главу этого ведомства Санжара Муканбетова Шыкмамтов обвинил в лоббировании интересов частных компаний.
По словам эксперта, Госфиннадзор указывает завышенные данные о ДТП по вине водителя, чтобы обосновать необходимость введения ОСАГО. Он заявил, что на самом деле в 2013 году произошло 6 тыс. 69 ДТП по вине водителя, а Госфиннадзор сообщает о 10 тыс. 301 ДТП по той же причине.
«В ноябре 2015 года подготовлен проект нормативных правовых актов к закону об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев авто. Из анализа этих документов складывается впечатление, что они разработаны под страховые компании, так как не отвечают интересам государства и потребителей страховых услуг, не гарантируют возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших. Изначально создаются условия для возможного произвола страховщиков при решении вопросов о страховых выплатах, для возникновения многочисленных жалоб потерпевших в различные инстанции, возможного роста цен на транспортные услуги», – сказал эксперт.
По его словам, не приведены расчеты и экономическое обоснование размеров страховой суммы и тарифов страховой премии, вследствие чего не понятно, почему устанавливается такой высокий размер базовой страховой премии в 3 тыс. 256 сомов независимо от типа и назначения автотранспорта, вида перевозок, сезонности или территории его использования, льготных категорий населения, таких как инвалиды, пенсионеры, участники войны.
«Лимит ответственности по причинению вреда жизни планировалось установить в размере 200 тыс. сомов независимо от числа погибших при ДТП, а не на каждого погибшего, и 150 тыс. сомов при причинении вреда имуществу. Это крайне низкие по сравнению с другими странами суммы, например, в России указанные лимиты ответственности составляют 500 тыс. сомов и 400 тыс. сомов соответственно на каждого потерпевшего, в Казахстане – 400 тыс. сомов и 240 тыс. сомов, кроме того, предусмотрено пособие на погребение – 40 тыс. сомов. В Беларуси – 820 тыс. сомов и 820 тыс. сомов. Не установлены нормативные требования к структуре страховых тарифов, какая часть страховых взносов должна идти на выплату потерпевшим, какая – страховщикам на ведение дела. Например, такие ограничения имеются в России и ряде западных стран. Эти и ряд других недостатков были в проектах нормативно-правовых актов, которые, несмотря на наши замечания, были отправлены в правительство для утверждения. После этого они нигде не публиковались, поэтому мы не знаем, были ли исправлены недостатки перед принятием этих документов», – сказал Бостериев.
Он отметил, что сейчас в сфере страхования сложилась крайне нездоровая обстановка, наносящая значительный ущерб экономике страны, интересам государства, предпринимателей, населения, поскольку создана устойчивая схема отъема и вывода многомилионных средств из бизнеса и гражданского общества в пользу страховых компаний. Эксперт заявил, что, благодаря имеющимся лазейкам в законодательстве, предвзятым правилам страхования, завышенным страховым тарифам и попустительству отдельных государственных чиновников уже много лет процветает страховой бизнес в пользу узкого круга лиц.
По данным Госфиннадзора, с 2010 по 2015 год страховые компании собрали по республике 5,1 млрд сомов в виде страховых взносов, а выплатили потерпевшим страховых возмещений лишь 420 млн сомов.
«Это незаслуженно астрономический доход страховщиков! Он составил 4,6 млрд сомов или в среднем 767 млн. сомов ежегодно при минимальных налоговых отчислениях. Коэффициент выплат за этот период составил только 8,4%, тогда как доходы страховых компаний в 2015 году по сравнению с 2010 годом возросли в 2,7 раза, а объем балансовой прибыли увеличился в 8 раз. Преимущественно грешат в этом вопросе страховые компании с иностранным капиталом. Под видом перестрахования из республики за границу за 5 лет выведено 3,3 млрд сомов, или 66% всей суммы собранных взносов. Беспредел со стороны страховых компаний по обязательным видам страхования сегодня достиг такого масштаба и апогея, что если страховщик хоть что-то заплатит клиенту, последний считает, что ему крупно повезло и не предъявляет больше никаких претензий либо его вынуждают в поисках справедливости обращаться в суд», – рассказал Бостериев.
Он заявил, что внедрение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в том виде, какой был прописан в законопроекте и нормативно-правовых актах, больше напоминает многомиллиардную аферу с элементами мошенничества и коррупции.
Эксперт подчеркнул, что кыргызстанцам необходимо ОСАГО, но по другим условиям, для чего нужно отсрочить введение в действие этого закона, создать комиссию и внести изменения в уже принятый документ.