Гигиена питания для нашей страны – мифический термин, о котором все говорят, но в жизни практически не встречают. Ее часто обсуждают в обществе, но на деле мало кто соблюдает. И мы, в принципе, к этому уже привыкли.
Многомиллионные судебные иски в адрес антисанитарных кафе – это не про нас. У нас просто не верят в правосудие, вот и устали бороться за свое право принимать безопасную пищу из чистой кухни. Ведь дороже обойдутся потраченные время и нервы, когда в тоге администрация кафе может просто сказать: «Извините, мы были не правы».
Массовые отравления
В летнее время года эта тема более чем актуальна. Ежедневно сводки Cтанции скорой помощи пестрят сообщениями о госпитализации людей с кишечными инфекциями. Сообщения о массовых отравлениях в кафе и летальных исходах в точках общепита в нашей стране появляются не реже чем раз в год.
К примеру взять 2013 год, который запомнился нам громким случаем массового отравления в бишкекском кафе «Енисей», где пострадали сразу 70 человек, среди которых были и дети.
В любой другой стране людям, которые отравились из-за халатности работников кафе, выплатили бы огромную компенсацию, которая проучила бы недобросовестных хозяев заведения, и лишили бы права на работу. У нас же они отделались лишь тем, что закрыли кафе.
В 2014 году в заведении «Мансур» отравились 23 человека. Как оказалось, ряд сотрудников заведения не прошли медосмотр, 8 человек вообще не имели санитарных книжек. В том же году в кафе «Анталия» в результате отравления скончался гражданин Турции. В марте 2015 года 8 человек стали жертвами антисанитарных условий в кафе «Таш-Кордо». В этом году в Ошской области также 8 человек отравились в кафе. И это только известные случаи, когда люди обратились за помощью к врачам.
Сколько еще случаев, когда кыргызстанцы травились в кафе, столовой или точке быстрого питания – остается только догадываться, потому как чаще всего в таких ситуациях наши люди привыкли лечиться дома. Но мы все равно молча «кормим» кошельки предпринимателей в лице хозяев кафе и ресторанов, продолжая ходить в заведения и покупать там еду, при этом зная, что за кулисами красивого интерьера скорее всего кроется кухня с тараканами и крысами.
Ежегодно в Республиканскую инфекционную клиническую больницу обращаются от 70 до 75 тыс. пострадавших с разными симптомами. Большой поток отравившихся кыргызстанцев наблюдается летом, когда идет разгар заболеваний острыми кишечными инфекциями. Однако нередки случаи, когда заболевания связаны с некачественным приготовлением пищи.
«В летний период больница буквально переполняется людьми. Если в обычное время мы можем вместить около 400 человек, то в летний период приходилось размещать и до 600 больных, нуждающихся в лечении. Это еще надо учитывать то, что в нашу больницу поступают только люди в тяжелом и очень тяжелом состоянии, остальные лечатся чаще всего дома», – рассказал Гулжигит Аалиев, главврач инфекционной больницы.
По словам главврача, самой главной ошибкой поступивших пациентов является самолечение, которое они практикуют.
«Недомогание, слабость, боли в животе – не всегда характерные признаки отравления, в отличие от тошноты и рвоты, которые уже точно сигнализируют о том, что человек отравился. В таких случаях ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, а нужно обращаться к специалистам. У нас бывали случаи, когда люди самостоятельно промывали желудок марганцовым раствором или пили какие-то лекарства, или, что еще хуже, ставили капельницы дома. После такого самолечения пациенты поступали к нам с потерей большого количества жидкости в организме. А это очень опасно и может привести к коме», – подчеркнул глава инфекционной больницы.
В Генпрокуратуре нет дел
Люди неохотно обращаются в инстанции, не веря в то, что можно добиться справедливости. В Генеральной прокуратуре и Верховном суде даже не смогли припомнить ни одного случая, когда пострадавший клиент судился с администрацией заведения из-за несоблюдения санитарных норм. На просьбу K—News найти хоть одно подобное судебное разбирательство, нам ответили:
«У вас очень странный запрос, таких случаев у нас еще не запрашивали. Надо поискать, отправить запросы по всем судам, но, скорее всего, это займет очень много времени».
Другая ситуация происходит в столичной санэпидемслужбе. Там количество жалоб за последний год увеличилось почти в два раза. Это говорит о том, что кыргызстанцы не хотят тратить время на трудоемкие судебные тяжбы, которые зачастую ни к чему не приводят, а предпочитают просто указать на недобросовестного предпринимателя, тем самым обратить внимание на его некачественную работу.
«Сейчас, согласно законодательству, ответственность полностью несут сами предприниматели, они должны отвечать за безопасность своей продукции. То есть если что-то случится, они будут обязаны выплатить компенсацию, но фактически этого не происходит.
Для того чтобы официально зарегистрировать факт пищевого отравления, пострадавшие должны обратиться в инфекционную больницу, им должны поставить диагноз, с которым необходимо обратиться в суд и уже через суд требовать компенсаций. Это очень тяжелый механизм, на который люди просто не хотят тратить свое время и деньги.
Людям проще пожаловаться через социальные сети или прийти к нам, потому что мы являемся единственной госструктурой, которая помогает разобраться в этой ситуации»,
– главврач Бишкекского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Артур Буюклянов.
Другим фактором, способствующим увеличению жалоб, служит также и то, что кыргызстанцы становятся более требовательными к своему здоровью и начинают внимательнее относиться к гигиене питания в точках общественного питания.
За прошлый год в Бишкеке произошло около 40 случаев пищевых отравлений с 70 пострадавшими. Как известно, официальные данные не могут отражать реальной картины происходящего, так как это лишь те зарегистрированные случаи, когда пострадавшие обратились в медучреждения и им поставили диагноз. В мировой практике один официальный случай приходится на 20 неофициальных, когда человек предпочитает лечиться дома. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ежегодно только в Бишкеке в точках общественного питания травятся около 800 человек.
Виноваты ли проверяющие?
Во всех подобных случаях мы привыкли винить санэпидемслужбы, которые должны следить за гигиеной в точках общественного питания. Многие жалуются на то, что врачи халатно относятся к своим обязанностям, и якобы зачастую находятся в сговоре с хозяевами заведений, а потому практически никогда не производят проверок.
«Согласно постановлению правительства мы имеем право проверять точки общепита не более двух раз в год. Фактически получается, что проверяем один раз. Если брать в цифрах, в ведении нашего центра находится 3 тыс. 90 объектов общественного питания, из них за прошлый год мы произвели обследование 3 тыс. 803 раза. То есть фактически по одному разу каждый объект. Конечно, этого недостаточно, чтобы выявить реальную картину с гигиеной питания»,
– рассказывает Артур Буюклянов. –
Однако предприниматели бывают разные, под одну гребенку всех не надо грести. Добросовестным предпринимателям достаточно, чтобы их проверяли раз в год, потому что они сами заинтересованы в том, чтобы все санитарные нормы в их заведении соблюдались. Они прилагают усилия, внедряют системы контроля качества. То есть они хотят, чтобы их продукция была безопасной. Но у нас ведь много предпринимателей, которые в погоне за прибылью не выполняют требования ни санитарных, ни ветеринарных, ни пожарных служб».
При этом, прежде чем прийти с проверкой на тот или иной объект, санэпидемслужба должна подать заявку в Министерство экономики, лишь после его одобрения проверяющий орган имеет право проводить плановую проверку. Но сначала санэпидемслужба обязана уведомить хозяев кафе о своем визите не менее чем за 10 дней.
То есть фактически хозяин кафе имеет целых 10 дней, чтобы подготовиться к проверке. Понятно, что за этот срок недобросовестные предприниматели стараются максимально приблизить свое заведение к санитарным стандартам. Но даже это горе-предпринимателям удается с трудом. Потому что по итогам проверки ресторанов, кафе и столовых у более 50% предпринимателей выявили нарушения. Однако даже в этом случае их не могут оштрафовать. Дело в том, что проверяющий орган имеет право только указать на неполадки и дать несколько дней на то, чтобы администрация заведения их исправила. Через несколько дней врачи санэпидемцентра должны произвести повторную проверку объекта и только в случае невыполнения предписаний во второй раз имеют право оштрафовать владельца заведения.
«Потеряно самое главное – внезапность. Если проверять внезапно, то, конечно, нарушений будет еще больше. Даже я, как главный санитарный врач города, видя, что где-то нарушаются санитарные нормы, не могу наложить штраф. Я могу только сделать замечание, потому что это уже будет нарушением моих должностных полномочий», – отметил Артур Буюклянов.
Санэпидемцентр в редких случаях имеет право на внезапную проверку, только если есть серьезные факты нарушений, зафиксированные на фото или видео. При этом материалы необходимо согласовать опять же с Министерством экономики и снова получить разрешение. Только после этого санитарно-эпидемиологическая служба имеет право на проведение внезапной проверки.
Ни плановые, ни внезапные рейды не пугают наших бизнесменов. Некоторые и во второй и в третий визит санэпидемслужб игнорируют замечания врачей. Ну а почему бы и нет? Ведь можно просто заплатить штраф, сумма которого – просто копейки для бизнеса. 2 000 сомов – столько стоит гигиена питания в нашей стране, а точнее это сумма штрафа, который уплачивают предприниматели за нарушение санитарных норм.
Получается, что у нас в стране создаются все условия для того, чтобы успешно процветал бизнес, но о здоровье людей никто не печется.
Плановые проверки точек общепита, как показывает практика, не отражают реальной картины того, как в Кыргызстане обстоят дела с гигиеной питания. 10 дней – внушительный срок для того, чтобы подготовить заведение к проверке.
Повара, не умеющие мыть руки
Санитарные нормы – это вполне конкретный свод правил, который должен знать каждый повар и работник сферы общественного питания. Однако, как отметил кулинарный эксперт Данияр Деркембаев, многие наши повара не умеют даже правильно мыть руки:
«Существуют санитарные нормы и правила, касающиеся гигиены приготовления пищи, которые сокращенно называются СанПиН. Они предусматривают определенные требования к безопасности питания на предприятиях общественного питания. Однако у нас 8 из 10 поваров не имеют специального образования, соответственно они не знают элементарных вещей, например, как правильно мыть руки. Дело в том, что у поваров есть 7 правил мытья рук. Многие не знают этих схем, а это очень опасно, потому что в руках повара могут пронести инфекции и болезни, такие как стафилококк и туберкулез. Особенно это касается поваров школ и детских садов. Нужно проводить обязательные ежегодные семинары для них, как это делается во всем мире»,
– считает эксперт –
«У нас проблема в том, что человек пришел с улицы, научился лепить котлеты и думает, что он повар. Чтобы быть поваром, нужно знать не только продукты, но и гигиену питания, и многие другие вещи. Быть «капитаном кухни» без соответствующего образования очень опасно, потому что это может привести к причинению вреда здоровью людей».
Получается, что вся проблема системы общественного питания кроется в осознании того, что питание людей – дело важное, и к нему нужно относиться со всей ответственностью, однако, как мы видим, наше законодательство поворачивается лицом к предпринимательству и спиной к здоровью граждан.
Поскольку все действия санитарных служб теперь осуществляются только через Министерство финансов, мы попросили их прокомментировать сложившуюся ситуацию и ответить на вопрос, какое отношение Минфин имеет к санитарным службам.
«Закон о проверке субъектов предпринимательства был принят еще в 2007 году. До этого каждый госорган регулировал проверки своими отраслевыми законами. В 2007 году государство решило принять единый документ, где будут четко прописаны все процедуры. Это было сделано для того, чтобы избежать ситуаций, когда госорган следует узковедомственным интересам и лоббирует какие-то процессы», – пояснила в разговоре с K-News начальник Управления регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономики Айнура Усупбаева.
Получается, что теперь специалисты, которые не разбираются в вопросах санитарных норм, решают, можно ли проверять тот или иной объект или нельзя. Причем подходят к этому вопросу не со стороны потребителей, а со стороны предпринимателей.
Глава управления согласилась с тем, что данный закон больше защищает предпринимателей. Вместе с тем, как оказалось, министерство неоднократно задумывалось о том, чтобы эту ситуацию изменить.
«Мы долго анализировали и выявили как положительные, так и отрицательные стороны. Внесли законопроект в ЖК, где предусматривается, что Департамент санэпидемслужбы может проверять без уведомления. Все-таки жизнь общества превыше всего», – отметила Айнура Усупбаева.
Согласно действующему закону, проверки могли производиться 3-4 раза. В новом законопроекте эти нормы сократили до двух проверок, однако они будут иметь эффект внезапности. То есть предпринимателя не будут уведомлять за 10 дней о визите санитарных служб. Таким образом, увеличивается ответственность предпринимателя за состояние его заведения.
Однако данный законопроект пока не поддержали полностью, поэтому недобросовестные бизнесмены, занимающиеся общественным питанием, могут спокойно разводить тараканов на своих кухнях и платить по 2 тыс. сомов штрафа один раз в год. Количество отравлений у нас все так и будет расти, и, к сожалению, никто не будет нести ответственности за это. 2 тысячи сомов – именно во столько оценивают гигиену питания и здоровье граждан в нашей стране.