Реформа МВД: Что в итоге случилось

На очередном заседании Совета обороны (СО) накануне объявили о перестановках в структурах правоохранительных органов Кыргызстана. Это назвали реформами, а секретарь СО Темир Джумакадыров заявил, что «новая реформа МВД предназначена для борьбы с коррупцией».

Демонтаж коррупции

Ох уж этот пресловутый демонтаж. Совет обороны на протяжении года выдвигал свои превентивные рекомендации, и дальше дело не шло. Все это было видно по неизменяющейся шкале нарушений в области коррупции.

Ну а теперь, как нам обещают, после реформ каждый гражданин получит защиту в лице правоохранительных органов, а предпринимателей защитят от нападок криминальных лиц.

Новая реформа

Светлые умы Совета обороны готовили данную реформу более 2 лет. Учитывался опыт ближнего и дальнего зарубежья, при этом, как сами говорят, ничего копировать у других стран не стали.

Задачами реформы являются наведение порядка, устранение лишних функций, определение конкретных решений.

Что и как?

В МВД будут независимые службы. «Мы хотим добиться, чтобы правоохранительные органы работали прозрачно, чтобы надзор был на серьезном уровне, в итоге всей этой работы наши граждане получат общественный порядок, общественную безопасность и защиту от криминала», – заверил секретарь Совобороны.

Итак, предложено:

  • Академия права. На базе Академии Министерства внутренних дел будет создана новая Академия права для подготовки всех силовых структур. Обучение будет проходить на базе высшего образования.
  • Контрактная служба. Все правоохранительные органы Кыргызстана переведут на контрактную службу. Контракт с конкретным сотрудником будет заключаться на определенный период, и по результатам его работы и по решению комиссии будет рассматриваться вопрос продления или непродления данного контракта. Кроме того, Советом обороны принято решение относительно ряда вопросов, касающихся повышения подготовки кадров, относительно чистки рядов в правоохранительных органах.
  • Следственные функции таможни – в ГСБЭП. Следственные функции Государственной таможенной службы передадут Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями. Функции 5-го Главного управления МВД, которое занимается коррупционными и экономическими преступлениями, передаются ГСБЭП. Делается это для того, чтобы в системе правоохранительных органов определить один, занимающийся экономическими преступлениями, тем самым вводится механизм защиты предпринимателей. Правоохранительные органы будут проводить проверки только через Счетную палату. При этом придется пересмотреть работу Счетной палаты, в том числе определить ответственность аудиторов и инспекторов СП. ГСБЭП будет работать только через контролирующие органы — Налоговую и Таможенные службы, Госэкотехинспецию и так далее.
  • Функции следствия Генеральной прокуратуры передадут ГКНБ и ГСБЭП. За Генпрокуратурой останется функция возбуждения уголовного дела. При этом ГП должна усилить традиционные задачи по надзору. Также надзор ГП будет расширен за иными государственными органами. Кроме этого, органам прокуратуры передается полностью уголовно-правовая статистика от органов Министерства внутренних дел.
  • Госкомитету национальной безопасности передаются функции следствия по должностным преступлениям. А Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями передается ведение следствия по преступлениям в экономической сфере.
  • Служба по борьбе с экстремизмом и незаконной миграцией. Данная служба сконцентрирует все полномочия и подразделения, обеспечивающие общественную безопасность.
  • Национальная служба судебной экспертизы. Создание новой службы предполагается путем объединения соответствующих служб правоохранительных органов.
  • Отдельно предлагается ввести подразделение криминальной милиции и службу собственной безопасности. Также принято решение создать при Генпрокуратуре межведомственную дисциплинарную комиссию, где будут рассматриваться вопросы, связанные с жалобами на сотрудников правоохранительных органов.

Много споров вызвало решение о ГСКН

Госслужба по контролю наркотиков станет структурным подразделением МВД. Материально-техническая база также отойдет в пользование ведомства и объединит ресурсы правоохранительных органов и органов здравоохранения. Делается это для оптимизации и исключения дублирующих функций.

Незадолго до окончательного решения сотрудники службы, эксперты выказывали недовольство по данному вопросу, выдвигая свои аргументы.

Аргументы ГСКН

Общественный совет при ГСКН распространил обращение к президенту КР, членам Совета обороны, общественности Кыргызстана. Об этом СМИ рассказала председатель ОС ГСКН Батма Эстебесова. В обращении говорится, что, в целом поддерживая инициативы правительства, Совета обороны в проведении реформ в правоохранительных органах, ОС ГСКН считает «преждевременным, ошибочным и даже опасным решение по ликвидации ГСКН».

Общественный совет ГСКН считает, что ликвидация и переформатирование ГСКН, фрагментированное делегирование разноплановых функций ГСКН (законный, незаконный оборот наркотиков, международное сотрудничество, коммуникация, профилактика и многое другое) приведут не к улучшению координации в сфере противодействия наркотикам, а к декоординации всей антинаркотической работы.

Однажды уже ликвидировали

Страна имеет печальный опыт. В 2009 году служба (тогда Агентство по контролю наркотиков – АКН) указом президента К. Бакиева была ликвидирована под предлогом реформирования правоохранительных органов. За год отсутствия в стране АКН изъятие контролируемых веществ из незаконного оборота сократилось в разы.

Некоторые эксперты считают, что такое решение было навязано наркомафией, которая сыграла основную роль при упразднении ведомства во времена Бакиева. В 2010 году после апрельских событий агентство возродилось в статусе Государственной службы по контролю наркотиков – ГСКН.

За 5 лет после возрождения были разработаны антинаркотическая концепция и программа, начата работа по гуманизации законодательства, оказано содействие по разработке Инструкции по работе с уязвимыми группами населения для МВД, ГСКН и ГСИН, проводится работа по противодействию незаконному обороту наркотиков, наркоконтролю, профилактике наркопотребления и коммуникации с населением.

За 5 месяцев этого года Госслужба по контролю наркотиков раскрыла 92 преступления. В рамках полномочий по борьбе с наркокоррупцией возбуждено 5 уголовных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов, замешанных в наркобизнесе.

Из незаконного оборота наркотиков изъято почти 50 тонн наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Накануне Дня борьбы с наркотиками, 26 июня 2016 года, получено сообщение о том, что сотрудниками ГСКН изъято из незаконного оборота около 20 кг наркотиков афганского происхождения. Во взаимодействии с компетентными органами России, Казахстана, Таджикистана было проведено более 50 спецопераций, направленных на вскрытие и пресечение каналов наркотрафика и международного незаконного оборота наркотиков. Изъято более полтонны афганского наркотика.

Личный состав ГСКН состоит из 330 человек. Данный орган был создан в рамках выполнения обязательств, взятых Кыргызстаном при подписании конвенции ООН, и полностью финансировался за счет Управления ООН по борьбе с наркопреступлениями.

Факты Совета обороны по ГСКН

«Показатели у МВД выше, чем у ГСКН. За 2015 год коэффициент ГСКН по количеству раскрываемости составил 18%, у МВД же – 80%. По количеству изъятых наркотических средств показатели ГСКН составили 17,8%, у МВД они составляют 81,2%», – говорится в сообщении Совета обороны.

Новая действующая или…

Реформы для МВД – слово известное, но не всегда выполняемое. Помнится, что реформы по работе участковых или недавний проект «Безопасный город» ошеломительных результатов не дали. Предложить и разработать – это одно, а воплотить и чтобы еще успешно работало – это другое.

Как говорил китайский мудрец: «И путь в тысячу миль начинается с первого шага». Очень хочется надеяться, что путь по реформированию системы правоохранительных органов мы преодолеем и добьемся того, ради чего и происходит эта перетасовка, а именно искореним коррупцию и получим порядок и безопасность.

Поделиться