В столице Кыргызстана в музее ИЗО имени Г. Айтиева посетителям представлена экспозиция авторских кукол и винтажные куклы из частных коллекций. Более 350 экспонатов, удивляющих и умиляющих всех. На стендах можно увидеть экспонаты из фарфора, войлока, силикона, папье-маше, дерева, проволоки, пластмассы. Стоимость некоторых кукол составляет немалые деньги. Куклы из личной коллекции Розы Отунбаевой, дизайнера Татьяны Воротниковой, Азизы Океевой, Анары Умралиной. Есть куклы, представленные Японским агентством развития.
Куклы известны человечеству с древних времен. Раньше им больше предавали сакральное значение. А сейчас в обыденной жизни они используются как игрушки или как сувениры.
Выставка проводится уже не в первый раз. Ранее они проходили под различными девизами. Здесь представлено огромное множество различных кукол и по технике исполнения, и по образу. Есть куклы, сделанные по особой «вальдорфской» методике, и есть даже куклы-готы.
Татьяна Мордачева участвует в выставке впервые. В ее коллекции представлены винтажные куклы и часть кукол авторского исполнения. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Она предназначена скорее для созерцания.
В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса ее обладателей.
В коллекции Татьяны Мордачевой большую ее часть составляют Петрушки и Буратино. Последний персонаж, кстати, является ее любимой игрушкой. Некоторых видов длинноносого полена ей специально привозили из-за рубежа. Есть даже опилочный мишка, купленный у бабушки на рынке. Миниатюрные корейские куклы. А также куклы, сшитые ею из материи.
«Моя особая гордость – эта кыргызская кукла, которая держит в своих руках маленьких кукол. Одну в национальной одежде, а другую – в хиджабе. Несмотря на то, что наша выставка называется «Куклы вне политики», не пройти мимо темы, поднятой президентом, я не смогла. Я попросила организаторов выставить данную работу, и они мне разрешили. Моя данная работа – это выбор, по какому пути нам идти. Есть одно из изречений, что одежда определяет характер человека. Представляете? Что нас ждет, если мы закроем своих женщин? Или же наша красивая национальная одежда, наши истоки. Мы хотим, чтобы наши женщины были красивы», – сказала кукольник.
Увлечение куклами у Татьяны началось лет пятнадцать назад. Тогда в интернете она прочла о том, как сшить куклу своими руками. «Первая моя кукла была сшита для дочерей. Мне хотелось сделать для них эксклюзив, чтобы это была игрушка, которую можно было крутить, вертеть, чтобы она была безопасна для них, играбельна. А потом меня затянуло. Для меня эта выставка – это начало пути. То есть я из какого-то хаоса своих мечты и фантазий пришла к тому, чтобы определиться и начать жить. Знать, чего ты хочешь», – сказала Татьяна.
Как отметили организаторы, «традиционная народная кукла в своем емком образе несет память культуры, историю страны и народа, делая это гораздо ярче и глубже, чем любая другая игрушка». Традиционная кукла изначально служила для совершения определенного обряда, выступала как символ или обозначала новый этап в жизни человека. Кукол шили матери своим детям.
«Через куклу в форме игры дети получают воспитание от взрослых, укрепляется связь между поколениями, а также передаются культурные, моральные и семейные ценности народа», – подчеркивают устроители выставки.
Очень приятно удивило, что на выставке представлены авторские куклы оперной певицы, народной артистки Кыргызстана Дарики Джалгасыновой. Можно сказать, что она и ее куклы – это своего рода украшение данного мероприятия. Ведь именно она стала одной из первых, кто стал представлять авторскую кыргызскую куклу за пределами страны.
Народная артистка рассказала, что впервые об изготовлении кукол она задумалась после гастрольной поездки в Японию.
«В 1986 году, будучи с концертами в этой стране, я побывала на выставке «Куклы мира». И подумала: «А почему на ней не представлены наши кыргызские куклы?». Ведь мы же в детстве играли в чий-куурчак. Я вернулась домой и попробовала сделать свою первую куклу. Конечно, она не была так красива, как мои нынешние, но и отличалась от тех примитивных, которыми мы играли. У моих кукол нет четко обозначенного лица, потому что я знаю, что кыргызы не изображали лицо. В обозначении использовались нитки: черная, красная, белая. Перекрещивая их, изображали лицо куклы. В 2005 году в Японии, почти через двадцать лет, на выставке ЭКСПО я представила свои первые сорок кукол из чия. Но по приезду своих экспонатов с ярмарки я обнаружила, что многие были повреждены или сломаны. И я решила попробовать делать их на основе проволоки, обтягивая материей, чтобы куклы были подвижными. Лицо стала делать из пуговицы, но мне не понравилось, потому как оно выглядело не совсем красивым. И я решила использовать материю. Поскольку я много пела, выступала в театре, я хотела, чтобы мои куклы были образными, были похожи на персонажи народных эпосов. Очень тщательно подбирала цвета, нитки для изображения лица. И я нашла, как правильно их располагать, чтобы за так называемым безличием угадывалась конкретная личность. Потому что если это баатыр, то в его взгляде должна быть видна решительность, смелость, а если это девушка – то нежность и красота. Моя творческая натура диктовала тщательный подход к костюму, его изображению с мельчайшими деталями, подбору цветовой гаммы. Любая кукла должна нести свой личный образ, и тогда она становится интересной и единственной. Впервые в Кыргызстане я представила свои работы на кукольной выставке в 2006 году. Интерес был огромный. Это мое третье участие в подобной выставке. Здесь, посмотрите, представлено огромное количество различных кукол. А мои куклы показывают именно принадлежность к кыргызской культуре. Это особенные куклы, куклы наших предков. Через образы моих кукол мои внуки знакомятся с культурой одежды, с характером прошлого. Сын помогает мне в моем увлечении, он занимается так сказать инженерной частью: как поставить куклу, как ее установить, чтобы она могла стоять, двигаться. Раньше весь мой рояль был заставлен куклами. Когда просят, я их дарю. Мне не жалко, я сделаю еще. Сейчас у меня около 20 кукол», – рассказала Дарика Джалгасынова.
Надо отметить, что куклы оперной певицы отличаются особой привлекательностью, и кажется, что они живые и каждая со своим характером.
Все участники выставки выразили огромную признательность ее организаторам, музею за то, что дали людям возможность ознакомиться с их красивыми и очаровательными куклами, увидеть различных кукол, для которых нет границ и рамок.
Ведь недаром в обращении организаторов сказано, что «Традиционная культура – ценность вечная, которая всегда вне политики».
Выставка продлится до конца недели. Успейте побывать на ней.