ПРЕобразование: какие реформы необходимы в высшем экономическом образовании?

В высшем экономическом образовании сегодня назрело много проблем. В Кыргызстане, по данным Нацстаткома, зарегистрировано 53 вуза на население численностью чуть больше 6 млн человек. Много это или мало? Ежегодно вузы, по данным аудиторов Счетной палаты, выпускают 8,1 тыс. экономистов, из них устраиваются на работу по специальности меньше половины – 2,2 тысячи.

Почему сегодня специалисты этой сферы невостребованы?

Во-первых, потому что желающих стать экономистами и финансистами слишком много. Ситуация складывается таким образом, что предложение превышает спрос. Вторая причина – качество подготовки этих самых специалистов оставляет желать лучшего.

Решение проблемы есть. Достаточно только принять необходимые меры.

В частности, признать существующие проблемы высшего образования, разработать адекватную времени и вызовам стратегию развития образования, сделать аккредитацию высших учебных заведений независимой, внедрять современные методики обучения, перевести часть дисциплин на государственный и английский языки, отдать бразды подготовки студентов практикам и увеличить число молодых кадров. Все эти преобразования, по мнению экономиста, кандидата экономических наук, независимого финансового консультанта Айгюль Калчакеевой обязательно приведут к позитивным переменам в сфере высшего образования.

– Айгюль, почему вы считаете систему образования приоритетным направлением государственной политики?

– Еще в прошлом веке «отец» атомной подводной лодки адмирал Хайман Риковер сказал потрясающую фразу: «Образование – вот та область, в которой мы вступили в действительно великое соревнование с Советским Союзом. Та нация, которая выиграет эту гонку, будет потенциально властвующей нацией». Вспомните, что вскоре после запуска первого советского спутника Конгресс США утвердил «Акт об образовании в целях национальной обороны». Выделено $9 млрд на систему образования, хотя за предыдущие 174 года в совокупности выделено менее $6 млрд. Я хочу сказать, что образование – стратегический приоритет страны, нацеленной на экономический рост, благосостояние своих граждан и удовлетворение запросов общества. И сегодня, на мой взгляд, самый важный в Кыргызстане инвестиционный проект – система образования.

— Что не так с существующей системой образования в КР?

– Сегодня система образования оказалась безнадежно отставшей от требований общества к ее продукту. И это надо просто признать, а не камуфлировать сложившуюся систему в стране под некую абстрактную «классическую систему высшего образования». Просто признать и двигаться дальше в новом направлении. Иначе все увеличивающийся разрыв между качеством образовательного продукта и уровнем развития современных технологий превратится в пропасть, которая в конечном итоге поглотит страну и отбросит ее на задворки цивилизации. И единственным нашим национальным экспортным продуктом будут толпы дипломированных мигрантов, участвующих в конкурсе на вакантную должность дворника в замкадье.

– Как мы пришли к этому?

– Общеизвестно, что сегодня эффективность достигается только путем инноваций, однако в области высшего профессионального образования у нас я лично вижу доминанту экстенсивных идей. Новые проблемы пытаются решить взаимным перемещением разных учебных предметов по горизонтали и вертикали за счет соответственного увеличения учебного времени на одни предметы и сокращения на другие. Министерство образования, отвечающее за учебные планы и программы, идя навстречу пожеланиям вузов, кафедр, старается найти компромиссный вариант. Никто не предлагает вузам и кафедрам использовать принципиально новый методический арсенал, который обеспечит наилучшие результаты в максимально короткие сроки.

Высшая школа сегодня все свои усилия направляет только на информационную базу, предполагая, что хорошее ее усвоение автоматически приведет выпускников к умению работать. Но этого не происходит и не может произойти! Именно поэтому задачей высшей школы сейчас является не совершенствование информационной базы, а развитие методик обучения.

–Что поможет изменить сложившуюся ситуацию?

– Ясно, что никакие частные мелкие усовершенствования не решат проблему. Изменения должны пронизывать всю систему образования. Нельзя начинать реформы в образовании с организационно-структурных перестроек, на мой взгляд, реформа должна ими завершаться, если есть в этом необходимость. Суть реформ в образовании – это совокупность крупных и среднемасштабных инновационных проектов, на внедрение которых может уйти не менее 10-15 лет.

– Почему вы считаете, что Кыргызстан должен уйти от системы государственной аккредитации?

– На мой субъективный взгляд, многие годы государственная аттестация вузов была монополизированной Министерством образования деятельностью по выдаче пятилетнего разрешения на проведение высокодоходного и безрискового бизнеса, каковым нынче является образовательная деятельность в нашей стране. Меня всегда удивляло, как вузы проходят аттестацию. Сегодня критериями являются технические требования – квадратные метры и число компьютеров. Я считаю, что критериями получения аккредитации вуза должны стать такие показатели, как востребованность выпускников вуза, академическая мобильность, уровень оплаты труда выпускников, занимаемые ими позиции, интеграция прикладной составляющей в образовательный процесс, инновационность и рейтинги в международных научных сообществах, приглашенная профессура. Это труднее будет сымитировать. В этой связи мне думается, что период формальной аттестации в том виде и форме, в которой она проводится Министерством образования сейчас, подходит к концу. И не надо пытаться ее реанимировать. Необходима независимая аккредитация.

– Сегодня при устройстве на работу приветствуется знание кыргызского языка, его изучают в вузах, но результата нет. Что делать?

– Согласно учебному плану вузов, составленному на основе госстандартов, во всех вузах и так изучается кыргызский язык, в конце второго курса все сдают государственный экзамен по нему. Априори подразумевается, что все сдавшие его сносно говорят, пишут на нем и излагают письменно. С третьего курса они начинают изучать дисциплины специальности и специализации, и вот здесь вузы могут часть дисциплин, 20-30%, предлагать к изучению на государственном языке. Таким образом, у студентов, приступающих к его изучению на первом курсе, уже будет эффективная мотивация, потому что дисциплины специальности на старших курсах они будут изучать и сдавать на этом языке. Иначе грандиозные планы по переводу делопроизводства на государственный язык останутся планами еще 20 лет.

Также необходимо вести часть спецкурсов для экономистов и финансистов на английском языке. Это всего лишь методический инструментарий, который обеспечит если уже не конкурентное преимущество, то хотя бы конкурентное равенство наших вузов на мировом рынке образовательных услуг.

– Кто, на ваш взгляд, должен преподавать в вузах?

– Сегодня роль преподавателя высшей школы настолько нивелирована, его авторитет настолько ничтожен, что доходит до смешного. У большинства студентов образ преподавателя вуза ассоциируется с неудачником, который оказался невостребован в сфере своей специальности и от безысходности пришел в вуз. Поэтому я считаю очень важной для преподавателей вузов (я сейчас говорю о преподавателях-экономистах) профессиональную востребованность в своей специальности. То есть, если я преподаю финансовый менеджмент и не имею опыта работы в этом качестве, невостребована в качестве эксперта в данной области, какое у меня право преподавать этот спецкурс студентам? Уверена, что успешный преподаватель – это прежде всего специалист, имеющий хорошую практику.

Нельзя недооценивать потенциальный вклад наших соотечественников, получивших признанное образование в ведущих зарубежных вузах, прекрасно владеющих иностранными языками, которых также можно и нужно привлекать к обучению в наших вузах. Преподаватели нового уровня и соответствующие реформы в системе высшего экономического образования позволят нам готовить качественных специалистов, которые будут востребованы в своей профессии и внутри страны и за ее пределами.

Поделиться