В Кыргызстане пропадает более 100 тыс. тонн абрикосов и яблок

Автор -
2404

    Сегодня, 25 августа, директор по развитию компании «М-Вектор» Роман Погожев на бизнес-форуме представил презентацию, в которой на трех примерах рассказал о сырьевом потенциале Кыргызстана, и о том, как он сегодня используется. Редакция KNews выбрала самые интересные моменты презентации и предлагает читателям ознакомиться с ними.

    №1

    Порядка 20% абрикоса в КР потребляется в свежем виде и около 55% в сушеном. Менее 1% общего урожая перерабатывается. И это несмотря на то, что в республике действуют порядка 15 заводов, способных перерабатывать абрикос в соки, компоты, варенье и пюре. Только 9 из них перерабатывают абрикос, используя менее 10% мощностей.

    Отметим, что 25% от общего производства, то есть 17,5 тысячи тонн, просто пропадает. Весь этот урожай абрикоса мог быть переработан и принести прибыль производителям.

    №2

    В Таджикистан Кыргызстан экспортирует 90% от общего экспорта свежего абрикоса. А таджики в свою очередь перерабатывают его и отправляют в РФ. Сегодня Таджикистан является одним из крупнейших поставщиков продукции из абрикоса в Россию и другие страны. Почему Кыргызстан не может занять место Таджикистана в этой нише?

    ПРИМЕР № 2:

    №3

    В Кыргызстане ежегодно сгнивает или идет на корм скоту 36% от общего урожая яблок, то есть 91,8 тысяч тонн.  Эти яблоки могли бы быть переработаны в сок. Судя по тому, что Кыргызстан в 2015 году импортировал 811 тонн яблочного сока, потребность в нем на внутреннем рынке есть.

    №6

    ПРИМЕР № 3:

    №4

    Менее 5% выращенных ягод перерабатывается на заводах, несмотря на то, что в Кыргызстане действуют 19 заводов, которые могут перерабатывать малину и клубнику. Только 50% этих предприятий занимаются сегодня переработкой клубники или малины, используя при этом 30–50% своих мощностей. На экспорт идет не более 10% всего урожая, как в свежем, так и переработанном виде.

    Мы просто выбрасываем выращенные в республике ягоды и фрукты в мусоропровод и благополучно импортируем данный продукт из других стран. По данным Романа Погожева, представленным в презентации в 2015 году, Кыргызстан импортировал фруктов и ягод на $24,9 млн.

    №7

    Потребности внутреннего рынка Кыргызстана велики, и вместо того чтобы выбрасывать сельхозпродукцию, производители уже сегодня могли бы на ней зарабатывать методом импортозамещения.

    У Кыргызстана также есть экспортный потенциал, уверен директор по развитию компании «М-Вектор» Роман Погожев.

    Текущая ситуация обстоит таким образом, что мы покрываем только сотую часть потребностей России и Казахстана – стран, в которые мы экспортируем 95% всей переработанной продукции. Так, по данным, представленным в презентации, в Казахстан мы экспортируем соки на $213 тысяч,  при потребности – на$33,5 млн; джемов и варенья – на $10 тысяч, при потребности – на $14,6 млн; сухофруктов – на $165 тысяч, при потребности – на $42,6 млн.

    Поставщиками сухофруктов в РК являются Узбекистан и Таджикистан, который закупает их у нас по бросовым ценам. Соки поставляют в Казахстан Россия, Узбекистан, Израиль, Китай, Украина, Бразилия. поставщиками варенья и джемов являются Россия, Китай и Чили.

    Схожая ситуация и с Россией. В РФ мы экспортируем соки на $42 тысячи при потребности на $269,6 млн, джемов и варенья – на $89 тысяч при потребности – на $123 млн, сухофруктов – на $114 тысяч при потребности – на  $40,7 млн. Основными поставщиками этой продукции в Россию являются Испания, Италия, Китай, Бразилия, Турция и др.

    Для того чтобы Кыргызстану расширить существующие рынки сбыта, необходимо решать проблемы с мелкотоварным производством, для экспорта нужны крупные партии. Также следовало бы наладить постоянные контакты, для того чтобы поставки осуществлялись не от случая к случаю, а на постоянной основе. Немаловажную роль играет маркетинговая поддержка. Кроме того, нужно учитывать общие требования страны к продукции, включая стандарты качества и сертификацию.

    Поделиться