В Кыргызстане предлагают включить налог на авто в стоимость топлива

Автор -
3219

В Кыргызстане сегодня налог на транспортные средства, согласно Налоговому кодексу, установлен – в зависимости от типа машины и срока эксплуатации – в размере от 0,09 до 0,9 сомов за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя.

Ставка налога для транспортных средств, включая самоходные машины и механизмы, согласно Налоговому кодексу КР устанавливается в размере:

а) для мотоциклов, катеров, автобусов, легковых и грузовых авто, работающих на двигателе внутреннего сгорания, от 0,09 до 0,9 сомов;

б) для остальных, не предусмотренных подпунктом «а» пункта имеющих или не имеющих двигателя внутреннего сгорания, – 0,5 процента от балансовой стоимости;

в) не имеющих двигателя внутреннего сгорания и балансовой стоимости – 0,5 процента от стоимости, определяемой Налоговым кодексом.

Налог на авто

Эксперты считают, что данный механизм сбора налога не эффективен и имеет минусы. В частности, всем автовладельцам необходимо явиться в налоговые органы по месту прописки и завести папки, в которые подшиваются информационные расчеты по налогу, копии техпаспортов и тому подобное. Также указывается, что много сотрудников ГРС и ДПС вовлечены в работу по сбору налога.

Для оптимизации данного процесса предлагается воспользоваться  международным опытом, а именно более подробно изучить систему налогообложения Грузии в части взимания налога с транспортных средств.

В Грузии налог включен в стоимость топлива, его сбор осуществляется при реализации топлива на АЗС, которые достаточно легко администрировать налоговым органам. Никому не нужно регистрироваться в налоговых органах, так как уплата налога обезличена.

Плюсы такой системы очевидны, считают специалисты. Этот механизм социально справедлив, так как:

  • платит тот, кто пользуется транспортным средством;
  • кто пользуется больше, тот платит больше;
  • кто использует транспортное средство с большим объемом двигателя и, естественно, с большим уровнем потребления топлива, тот и платит больше.

Есть автовладельцы, которые очень редко используют свои транспортные средства, но платят налог наравне с прочими. Эта система исключает уравнения.

Предлагается заменить текущие тарифы и включить налог на транспорт в стоимость ГСМ 0,5 сома за литр. Такой подход увеличит налоговые отчисления в бюджет. Упущенная выгода в 2014 году оценивается в 106 млн 292,44 тыс. сомов.

упущ выгода

В 2014 году в Кыргызстане потреблено 1 млрд 553 млн 820,67 тыс. литров топлива. За первое полугодие 2015 года объем импорта ГСМ увеличился на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом налог на транспортные средства в 2015 году составил 689,2 млн сомов, в 2016 году, согласно прогнозу – 708,9 млн сомов. Это говорит о росте потребления ГСМ кыргызстанцами, а значит и об увеличении потерянной прибыли.

Таким образом, из расчета новой системы налога на транспорт «народный» автомобиль«Хонда Одиссей» с объемом двигателя 2,3 кубических сантиметра вместо 2 тыс. сомов будет платить в зависимости от потребленных литров. Из расчета 300 литров в месяц выходит 1,8 тыс. сомов в год. Скорее всего, разницу почувствуют машины с большим расходом топлива.

Материал подготовлен редакцией K-News на основе презентации главы общественного совета Минфина КР Бакыта Сатыбекова «Изменения налогообложения движимого имущества».

Поделиться