Лучшие друзья женщин – это контрацептивы

Автор -
660

Есть устойчивое мнение, что по цивилизованности отношения к женщине судят о цивилизованности общества в целом. Судя по тому, какое отношение у нас в стране к женщине, картина вырисовывается не ахти какая. Не секрет, что обремененная многократной беременностью, родами и детьми женщина не может достойно прожить свою жизнь и предоставить ее своим детям.

Сегодня отмечается Всемирный день контрацепции. Суть этого дня в том, чтобы напомнить женщинам и мужчинам, что каждая беременность должна быть желанной и что важно помнить о способах и методах правильной контрацепции.

Как может помочь планирование семьи и контрацепция, мы говорим с директором Альянса по репродуктивному здоровью Галиной Чиркиной.

— Каков на сегодня охват контрацептивами женщин фертильного возраста у нас в стране?

— На сегодня, по данным Минздрава, мы не перешагиваем цифру в 32-33% охвата. Что это значит? Это значит, что женщина, которая находится замужем или имеет постоянного полового партнера и имеет детей или не имеет, пока не планирует беременность и, следовательно, хотела бы предохраняться.

Исходя из этого, женщины, которые ведут активную сексуальную жизнь, каким-либо образом используют контрацепцию. И вот тут для нас ключевым словом является «каким-то образом». Потому что если говорить о подходах, которые использует Всемирная организация здоровья, то охват в первую очередь включает в себя такое понятие, как постоянство. То есть женщина в течение года постоянно пользуется гормональными таблетками или внутриматочными средствами. Постоянно − это ежедневно в течение всех 12 месяцев. К сожалению, сказать, что у нас таким образом делается оценка охвата, я не могу. У нас информацию можно только косвенно получить от врача со слов клиентки, но насколько доступны были оральные контрацептивы, мы не знаем. Может быть, она пропила их три месяца, а потом у нее не было денег, и она прекратила их прием. И, следовательно, охват уже не был полноценным. Поэтому ее нельзя считать в этих 33%. При хорошем раскладе у нас может быть только 10-12% охвата. Практически каждая десятая, или, лучше сказать, две женщины из десяти предохраняются. Но не больше. И это беспокоит, потому что мы понимаем, что гораздо больше женщин нуждается в контрацептивах.

Почему я говорю нуждается, потому что все эти процессы отражаются в негативном свете в нашем обществе. При этом эти косвенные нужды будут сидеть в цифрах материнской смертности, напрямую в цифрах нежелательной беременности и абортах, напрямую в нереализованных карьерных ожиданиях женщины и много еще где. Это все напрямую зависит от того, насколько качественно и эффективно мы используем методы планирования семьи, насколько качественно и активно они продвигаются у нас в обществе.

— Кто будет доносить эти знания?

— Из интервью в интервью неоднократно говорю, что нужен комплексный подход. Если у семьи нет культуры воспитания в вопросах сексуального поведения или культуры безопасности сексуального поведения мальчиков и девочек, то ожидаемо, что институт семьи выпадает из этого процесса.

Тогда мы должны ждать, что система образования должна взять это на себя? Предоставлять качественную нужную информацию, связанную не только с воздержанием, но и с безопасностью и ответственностью, когда партнеры договариваются, ждут ребенка и у них есть достаточно ресурсов для его обеспечения, и когда здоровье позволяет им это сделать. Ведь планирование семьи нацелено на то, чтобы женщина рожала, когда хочет и сколько хочет, но при условии, что она сохраняет ресурс своего здоровья, когда она успевает между родами восстанавливаться, когда у нее есть достаточно времени для того, чтобы она могла ощутить себя состоятельной для следующей беременности и родов. Вопросы планирования заключаются в том, что семье дается время восстановить свои экономические ресурсы, необходимые для роста детей. Планирование семьи, в конце концов, позволяет реализовываться и самой женщине, когда она не бесконечно находится в родах или уходах за детьми, но она еще реализуется как специалист. Возвращаясь к началу, образование не дает подростку всех знаний и навыков.

Но тогда кто? Система здравоохранения? Тогда возникает другой вопрос: насколько эта система может за всех отвечать. Ну, конечно же, нет. Она и так трещит по швам. У нас и так недостаточно специалистов и ресурсов. И мы понимаем, что это замкнутый круг, который порождает такую ситуацию.

— И с этим надо смириться?

— Нет, конечно. С этим нельзя мириться. И в стране проводятся определенные мероприятия. Во-первых, давайте вспомним, начиная с 2000 года в стране очень серьезно продвигались вопросы планирования семьи. Я помню, когда практически все семейные врачи были обучены методам планирования семьи, использования контрацепции, тогда довольно долго держалась статистика в этом плане. Мы должны понимать, что политические, миграционные процессы, которые произошли, серьезно повлияли на структуру и качество тех специалистов, которые работали в вопросах планирования семьи. Там произошла серьезная смена кадров. А новых программ не было создано. С другой стороны, были усилия международных организаций. Были выпущены клинические протоколы, обновленные, с современными технологиями, но возможности международных проектов тоже не бесконечны. Вот, например, в течение 20 лет Фонд народонаселения ООН поставлял контрацептивы в нашу страну. И это были мощные вклады, иногда до одного миллиона в год затрачивала эта организация, чтобы поставить нам гуманитарную помощь. В этом году ни одного доллара не потрачено на это. И мы пользуемся на сегодня тем, что есть на складах. К концу 2017-2018 годов мы будем иметь серьезнейший дефицит гуманитарных контрацептивов. Была договоренность с правительством, что оно возьмет на себя часть затрат и будет уже вырабатывать механизмы, когда с помощью бюджетных денег или каких-то льгот женщина в зависимости от экономического положения могла бы получать контрацептивы. К сожалению, эти механизмы не отработаны. Сейчас мы подошли к критической точке. К тому же, в наших стратегических документах страны планирование семьи никак не отражается как стратегически важная роль. Мы попали в капкан этого вакуума.

— Но ведь есть же программа поддержки беременных?

— Да. У нас есть госпрограммы. У нас есть список жизненно важных лекарств, куда вошли и контрацептивы в том числе. Это позволяет застрахованной женщине получить возможность купить со скидкой препараты, где часть их стоимости покрывает ФОМС. Но об этом мало кто знает. В Фонде обязательного медицинского страхования всегда удивляются, почему так мало выписывается рецептов по контрацептивам. Они упрекают нас в том, что мы говорим, что женщины нуждаются в них, а рецептов выписывается мало. А почему? А потому что женщины не знают, что могут попросить такой рецепт. Врач же или не знает, что может выписать такой рецепт, или в силу других каких-то причин не консультирует свою пациентку. И вот есть возможность, но этот ресурс не используется. И средства потом перекидываются на другие препараты, которые востребованы у населения.

Главная проблема, на мой взгляд, в недостаточности информации. Женщина не получает достаточно информации об услугах и барахтается как может. До сих пор существуют абсурдные, опасные и распространенные мифы о контрацепции. Вопрос эффективности того или иного вида контрацепции заключается в правильном применении. В любом случае перед применением гормональной контрацепции нужно посоветоваться с врачом и пройти ряд исследований. Наши последние исследования показали, что женщины до сих пор используют умопомрачительные методы. Даже такие, как спринцевание колой, и до невероятных экзотических вещей предохранения, как лимонный сок, уксус, мыло. К сожалению, это есть, и это меня расстраивает. Немедицинские методы контрацепции разнообразны, и все они имеют противопоказания.

— Что же предпринимать?

— Я все время слышу от наших чиновников, что высокая рождаемость – это здорово. Я, конечно, аплодирую, что у нас высокая рождаемость. Но это не совсем правильно. Рождаемость должна быть не высокой, а качественной. Средняя фертильность на каждую женщину достигает четырех детей. То есть если у одной и второй женщины по одному ребенку, то у кого-то – восемь. Это серьезная нагрузка на организм женщины, ее здоровье. Это колоссальная ее загруженность в семье. И государство ничего не сделало для того, чтобы создавались программы, чтобы эти демографические процессы направлялись в положительное русло. Мы имеем высокую рождаемость, увеличивающуюся с каждым годом. Но при этом увеличивается нагрузка и на роддома, а численность и зарплата медперсонала при этом остается на прежнем уровне. И это же нагрузка на всю инфраструктуру. Вопрос: где новые детсады, где новые школы? Где программы, которые позволяют росту демографического процесса соответствовать росту и количеству новых социальных объектов.

Когда мы говорим о здоровье, состоянии мамы и ребенка, нас обвиняют в том, что планированием семьи мы хотим уменьшить рождаемость. Никто не собирается и не хочет регулировать рождаемость в семье. Достижения в медицине стали настолько лучше, что мы сейчас сохраняем каждого рожденного ребенка. У моей бабушки было рождено 8 детей, но выжили только четверо. Сейчас женщина понимает, что не нужно рожать так много, чтобы сохранить хотя бы половину детей.

— Только ли женщина ответственна в планировании?

— Я на семинарах всегда привожу такой пример. Допустим, пара партнеров, они живут вместе. Женщина говорит, что хочет иметь ребенка, а партнер – нет. Через определенное время у нее появляется ребенок, и она говорит, что вот, дорогой, теперь заботься и о нем. А он отвечает, что предупреждал, что не хотел ребенка. Кто виноват? Общество расходится во мнениях и принимает ту или иную сторону. Но в большинстве осуждают женщину, считая, что она сама виновата, потому как партнер ее предупреждал и говорил, что ей надо предохраняться. Как у нас характеризуется мужчина в жизни? Мужик сказал – мужик сделал. А почему в сексуальной жизни нет характеристики настоящего мужчины? Тогда и ты делай что-то для того, чтобы твое семя не прорастало. И есть несколько вариантов: или воздержаться от секса, или использовать контрацептивы самому. Роль мужчины в планировании семьи нивелирована. У нас мужчины ни за что не отвечают. Секс может быть, а дети – нет. Тогда будь добр быть ответственным и в вопросе планирования.

— Можно сказать, что контрацепция планирует нашу жизнь?

— В какой-то степени, да. Пока мы не поймем, что мы несем ответственность за свое тело, за свое здоровье, за своих детей, мы будем иметь определенные проблемы. Только мы решаем, когда и как. Наука позволят эти решения качественно реализовать. У нас уже есть эти решения – это методы планирования семьи. Берите, пользуйтесь! О контрацепции должны знать все. Информация и методы должны быть широко доступны. Из семьи, из школы, из кабинета врача, через все эти институты мы должны выходить позитивно. Мы должны поддерживать желание человека использовать контрацепцию. Планирование семьи позволяет нам иметь качественную сексуальную жизнь, иметь детей тогда, когда мы хотим, иметь их здоровыми, при этом сохранить свое здоровье и максимально реализовываться в жизни.

Поделиться