Новая игра в Жогорку Кенеше – найти подлинник Конституции

Автор -
380

Накануне в парламенте, обсуждая назначение референдума по внесению изменений в Конституцию, депутаты спохватились: а где же сам подлинник действующего Основного закона? Как стало известно, подлинника Конституции Кыргызстана, принятой в 2010 году, нет ни в аппарате президента, ни в Министерстве юстиций, ни в ЦИКе.

Такое положение дел возмутило депутатов. Многие задались вопросом: если подлинника нет, то по какой Конституции живет страна последние 6 лет?

«По какой Конституции все эти годы мы живем? Это серьезная ситуация, когда не знают, где хранится подлинник Основного закона страны», – сказала Наталья Никитенко («Ата Мекен»).

В свою очередь депутат Каныбек Иманилиев («Ата Мекен») назвал эту ситуацию тупиковой и поставил под сомнение целесообразность инициативы изменения Конституции.

«Сегодня нам стало известно, что подлинного варианта Конституции нет, это означает, что мы подошли к тупиковой ситуации. И теперь возникает вопрос о целесообразности рассмотрения поправок в Конституцию. Ни один суд не будет рассматривать судебное дело, если нет подлинного документа. Нигде в мире нет такой практики рассмотрения документа, если самого документа нет. Зачем нам менять запчасти у машины, если самой машины нет? Что будет, если завтра ООН предложит показать нам оригинал Конституции, что мы им покажем?» – задался вопросом нардеп.

Его коллега Аида Салянова («Ата Мекен») предложила создать комиссию и найти подлинник. По ее словам, без подлинника Основного закона ни о каких поправках речи быть не может.

Позже представитель аппарата президента в парламенте Молдакун Абдылдаев пояснил, что в архиве есть декрет временного правительства, к которому приложен проект Конституции. Но вопрос: можно ли считать его подлинником?

Как отметил в разговоре с K-News лидер фракции СДПК Иса Омуркулов, вопрос местонахождения подлинника Конституции – игра.

«Мы все работаем по подлиннику – это однозначно. То, что было опубликовано в газете «Эркин-Тоо», и есть оригинал, по нему мы живем, и все действия основываются на этой Конституции. А где именно подлинник находится, наверное, уже скоро разберутся. Но сегодня вопрос местонахождения подлинника Основного закона специально муссируется – это игра. Я бы призвал не приплетать этот вопрос к предлагаемым изменениям в Основной закон», – сказал депутат.

В свою очередь глава аппарата президента Фарид Ниязов сообщил K-News, что текст Конституции в 2010 году не был официально подписан. По его словам, закон этого и не требует.

«Текст Конституции никем не подписан – ни разработчиками, ни главой секретариата ВП, ни главой аппарата временного правительства, ни Розой Отунбаевой, которая после референдума 2010-го стала президентом переходного периода. Есть положение, согласно которому принятый народом на референдуме текст Конституции не требует подписания», – сказал Ниязов.

По его словам, Конституция вступает в силу с момента опубликования, в связи с чем официальной редакцией Основного закона является та редакция, которая была опубликована в «Эркин-Тоо».

С мнением Ниязова согласен юрист общественного фонда «Правовая клиника «Адилет» Бектур Осмонбаев. По его словам, местонахождение подлинника Конституции не столь критично.

«Официальной версией считается та, которая публикуется в «Эркин-Тоо». Соответственно, по ней все осуществляется в стране. У нас в переходных положениях есть норма, по которой нет необходимости подписывать текст конституции. То есть наличие письменного варианта конституции необязательно, то есть официальной можно считать ту редакцию, которая опубликована в «Эркин-Тоо», – отметил он.

В свою очередь депутат Алмамбет Шыкмаматов («Ата Мекен») считает, что вопрос подлинника Конституции был направлен на дискредитацию Омурбека Текебаева, но в итоге которая обернулась против самих «великих комбинаторов этой схемы».

«Они и сами запутались. Сначала вопрос поднял депутат СДПК, и они готовили это три дня, этим самым хотели обвинить Текебаева, что он подменил Конституцию, и на основании этого доказать необходимость ее изменения. Но это обернулось против них самих же. После обеда они поняли и начали говорить обратное: подлинник есть и что не требуется подписи. Да, в законе сказано, что если высший источник власти – народ – принял Конституцию и есть постановление ЦИК, если референдум состоялся, то документ не требует подписи президента. Но оригинал Конституции, как символ государства, должен храниться в аппарате президента, здесь не может быть никаких споров. Теперь они своим главным козырем сделали Токтайым Уметалиеву, которая несет чушь, якобы о подлоге. Не было подлога, есть заключения. Но они вновь подняли этот вопрос, чтобы дискредитировать Текебаева, но это все завершится тем, что великие комбинаторы этой схемы будут сами в плохом свете», – сказал депутат.

Поделиться