Свалка, горы, огород… Где еще кыргызов не мусульман предлагают хоронить?

Автор -
1165

 

В обществе активно обсуждается история о том, как в Ала-Букинском районе три раза пришлось перезахоронить тело кыргызки которая приняла другую веру. Родственникам 76-летней Каныгуль Сатыбалдиевой отказали в похоронах на мусульманском кладбище. Отдельные сельчане выступили против ее захоронения на христианском кладбище. После этого местные власти решили предать ее тело земле в другом месте.

Накануне в социальных сетях гражданский активист Константин Кравцов начал сбор подписей для петиции президенту с просьбой выделить земли для захоронения кыргызов христиан во всех районных центрах Кыргызстана.

В петиции сообщается, что вот уже более 13 лет в стране остро стоит проблема с захоронением кыргызов, которые не исповедуют ислам.

Кравцов в интервью с KNews рассказал, где кыргызов не мусульман предлагают похоронить.

— Как проходит процесс захоронения кыргызов, которые приняли другую веру?

— Я сам религиовед по образованию и тоже протестант. Вот уже несколько лет участвую в этих процессах захоронения. Поэтому мне не хочется быть равнодушным, больно за тех людей, которые страдают. Причем страдают в основном люди более бедные, у которых не такой сильный родственный клан. Потому что я видел несколько раз как усопших кыргызов-протестантов хоронили на мусульманских кладбищах, так как их родственники бизнесмены или у власти стоят. Когда народ ничего не может сказать им. В такой ситуации тело хоронят по кыргызским традициям, но могила без полумесяца и креста. Если не влиятельный клан, то начинаются просто издевательства.

— Какие именно издевательства и с чьей стороны?

— К примеру, если в селе умер человек другой веры, молдо собирает толпу и запрещает хоронить на местном кладбище. А в этом месте захоронены коммунисты, которые, по сути, отвергали Бога. В принципе, это кыргызское кладбище, родовое, и к религии оно не относится. Были случаи в Нарыне, когда некоторых людей похоронили в горах от безысходности. Это было в 2002 году. Весь Нарын подняли религиозные лидеры против похорон этой женщины. Предложили хоронить на городской свалке. С трудом похоронили на этой горе. Потом оказалось, что это территория соседнего села. Власти села потом даже в суд подавали на мэрию Нарына. Поэтому могила одинокая. Ее отца также на другой горе в селе похоронили. Для родственников важно, чтобы усопший был похоронен среди кыргызов. Доходит до того, что пока ищут место для захоронения, тело находится дома по 4-5 дней. Уже исходит неприятный запах от тела.

— В петиции вы указали, что случай в Ала-Букинском районе не первый. Когда и где были схожие проблемы?

— Я знаю три случая, когда перезахоронили тела. Первый случай был в Нарыне. Мальчика 15 лет родителям пришлось похоронить у себя в огороде. Представляете себе! Потом спецназ выкопал тело и похоронил в другом месте. Родителям и так больно было, что их ребенок умер, а тут еще пришлось хоронить его в огороде.

В Чолпон-Ате после революции в 2010 году похоронили человека на кыргызском кладбище. Собралась группа людей и заставила выкопать его. Они просто угрожали родственникам и заставили похоронить на православном кладбище. По сути это незаконно, так как это муниципальное кладбище. Земля принадлежит государству, и религия не должна вмешиваться. По факту территория не принадлежит никакому религиозному сообществу. Последний случай это в Ала-Букинском районе. Это вообще беспредел, три раза выкапывали!

Был случай в Ак-Сууйском районе Иссык-Кульской области. Умер мужчина, и его там запретили хоронить. Ранее местное самоуправление Тюпского района выдало земли Евангелевскому сообществу. Хотели похоронить там, но приходят из айыл окмоту и забирают это кладбище. Это вообще безумие! Сначала они выдали землю, но потом забрали, когда уже была выкопана могила этому человеку. Пришлось ехать за 120 км в Каджи-Сай хоронить. Тело уже смердело. Так там тоже были проблемы, так как не принимали усопших из других мест.

— Есть ли в Кыргызстане отдельные кладбища для людей других конфессий?

— Есть, но их мало. Некоторые айыл окмоту выделяют земли под кладбище. Я знаю, что на северном берегу Иссык-Куля есть такое кладбище, также выделили землю в Каджи-Сае. В Чуйской области тоже недавно появилось одно кладбище. Когда я разговаривал с кыргызами-протестантами, они сказали, что стыдно похоронить родственника в чужом селе, на русском православном кладбище. Поэтому я такую петицию от отчаяния выставил. Я написал на странице президента на Facebook. Но нет реакции. Я попросил выделить место в районных центрах. Хватит мучить людей. Я не просто от фонаря пишу, имея опыт, знаю, какая на самом деле тяжелая ситуация. Если мусульмане против, то можно же разделить кладбище. Это предотвратит конфликты.

Ситуация такая тяжелая, что был случай, когда сына не пустили похоронить мать. Даже животные так не поступают. Сын не смог попрощаться с матерью, потому что он приверженец другой веры.

— Неужели все мусульмане выступают против?

— Нет, не все. В принципе большинство моих знакомых мусульман выступают за то, чтобы выделили земли. Один раз один сельский молдо даже разрешил похоронить нам приверженца другой веры. Мои друзья мусульмане тоже возмущены ситуацией в Ала-Буке. В принципе сначала эту женщину из Джалал-Абада односельчане разрешили хоронить на местном кладбище и провести поминки. Но потом вышли те, которые настроили народ агрессивно. В принципе местные жители не хотят конфликтовать с местными молдо. Поэтому и сложилась такая ситуация.

— Вообще, есть ли в Кыргызстане дискриминация в обществе приверженцев других религиозных конфессий?

— Всего по Кыргызстану около 20 тыс. людей, которые приняли другую веру. Конечно, есть такая ситуация, когда к ним относятся не так хорошо. Тем, кто живет в городе, легче, так как люди там терпимее. В селах, конечно, сложнее.

Обычно, когда человек принимает другую веру, вначале бывают сильные гонения со стороны родственников и близких. Но через несколько лет давление стихает, потому что они видят, как человек творит добрые дела, видят, что он не поменял культуру. Но всегда есть гонения и неприязнь со стороны религиозных лидеров. Среди стран постсоветского пространства проблема обостряется только в Кыргызстане. В других странах такое не повторилось бы. Эта проблема будет усугубляться, и, к сожалению, государство ее не решает. Оно просто пассивно относится к этому. Думает, что их пассивность снизит количество кыргызов, которые приобращаются к вере других религий.

— Какой выход вы предлагаете из этой проблемы?

— Сейчас Жогорку Кенеш принял законопроект «О погребении». Там, по-моему, ни слова о секторальном разделении кладбищ согласно конфессиональной принадлежности. Считаю, что если бы разделение кладбищ было, то проблема бы решилась.

Поделитесь новостью