Фильм «Завещание отца» уже имеет несколько международных кинонаград, также недавно кыргызстанцев обрадовала новость о том, что фильм вошел в лонг-лист одной из самых престижных премий в сфере кинематографа «Оскар».
Идея фильма пришла молодому оператору-постановщику Дастану Жапар уулу, картина «Завещание отца» стала для него дебютной работой в качестве режиссера. Со своей задумкой он обратился к Бакыту Мукулу, вместе с которым они сняли этот фильм.
Дастан Жапар уулу поделился с редакцией K-News историей о том, как недавний выпускник Университета культуры и искусства имени Бубусары Бейшеналиевой создал фильм, который номинируется и побеждает на крупных международных кинофестивалях.
– Дастан, расскажите, как вам пришла идея фильма?
Идея фильма у меня возникла не сразу, она собиралась несколько лет. Началось все с того, что я приехал в родное село, в котором не был уже три-четыре года. У нас был сосед, у которого был большой дом, ухоженный сад, в котором росли, наверное, все виды яблок и абрикосов. Нам всем казалось даже, что его яблоки вкуснее и слаще. Когда я приехал в село, он, оказывается, умер, а весь его сад вырубили, особняк превратился в заброшенный дом и стал уже неузнаваем. Также я часто ездил по областям и видел подобные истории и дома. Бывает, что человек занимает много денег, но потом, обанкротившись, уезжат из села, сбегая от долгов. Эти все кадры накапливались у меня из жизни. За каждым заброшенным домом стоит большая судьба семей.
Я пришел к Бакыт байке, и рассказал свою задумку. Мы начали накручивать ее, некоторые сцены брали из своей жизни. Так родился сюжет фильма о парне, который возвратился в родное село, чтобы расплатиться с долгами покойного отца.
– Почему вы решили с этой идеей пойти к Бакыту Мукулу?
На тот момент мне было 26 лет, и у меня было мало опыта. Мы с Бакыт байке уже три года вместе работали. У нас одинаковые взгляды и вкусы. Я обратился к нему, потому что в то время я не смог бы сработаться с кем-то другим.
– У вас изначально была высокая планка для фильма? Ожидали ли вы, что его ждет такой успех?
У меня изначально стояла задача сделать фильм, за который не стыдно не только в Кыргызстане, но и за рубежом. Мы сразу поставили цель – участвовать на кинофестивалях класса «А». Почти два года пришлось искать финансирование, за деньги которые нам предлагали компании – $10 тысяч − качественное кино не снимешь. Мы очень хотели, чтобы фильм не провалился, для этого сделали много работы, даже сами рисовали эскизы, делали раскадровку сцен, чтобы на съемках было легче. Обычно эти вещи делают художники и операторы, но мы не хотели промахов и брались за все.
– Обычно, когда во главе стоят два человека возникают разногласия, особенно в творческой сфере. Как вы решали такие вопросы?
Бывало такое, но мы быстро приходили к согласию, ведь мы плывем в одной лодке. Если даже бывают разногласия, мы находим основания для точек соприкосновения. Это исходит и с моей, и с его стороны.
– «Завещание отца» — ваш дебют в качестве режиссера и сразу большой проект. Сложно было управлять всем этим процессом?
Дебютная работа непростая, многие не доверяют, особенно руководство – департамент кинематографа. Они доверились нашему сценарию, но в режиссерской работе сомневались. Со стороны съемочной группы было то же самое. Конечно, для этого есть основания. Дебютная работа тем и сложна, что у тебя мало шансов, и нет дополнительных бонусов – ты ходишь по канату. Особенно сложно было осознавать, что в твою идею вложили миллионы сомов. Мы очень старались и всей командой убедили, что можем написать достойный сценарий и реализовать его на экране. После успеха в Монреале, киностудия «Кыргызфильм» и Департамент кинематографа пообещали в следующем году предоставить больше возможностей в плане финансов и продвижения новых проектов.
– Расскажите, как проходил съемочный процесс, возникали ли сложности?
Сложности возникали каждый день. Мы хотели снять фильм еще летом, но из-за финансовых вопросов пришлось передвинуть на осень. Потом в департаменте сложная процедура получения денежной поддержки, что приступить к съемкам мы могли уже только зимой. Но для нашей истории зимняя погода не подходила, а в департаменте сказали, что если мы не начнем съемки сейчас, то придется вернуть деньги в бюджет. Мы рискнули, ведь не было гарантии, что на следующий год нам выделят средства. Пришлось найти места, где было мало осадков, съемки проходили в Иссык-Кульской области в Тонском районе.
Зимой холодно было, съемочная группа была в куртках, а актерам приходилось быть в легкой одежде, потому по фильму действия происходили поздней осенью. Актеры замерзали. А Иман Мукул, исполнявший роль главного героя даже плавал в озере, нам для фильма нужна была такая сцена, это было 13 января.
– Как вы работали с актерами? Ведь роль главного героя исполняет неопытный актер…
Бакыт байке сам по профессии актер, и в этом плане у него большой багаж опыта. Он хорошо разбирается в тонкостях этого мастерства. Мы репетировали и с актерами первого плана и с второстепенными.
– Как вы нашли главного героя?
Иман – сын Бакыта Мукула. Когда мы писали сценарий, он закончил Санкт-Петербургскую балетную академию и приехал в Кыргызстан. Я видел его фотографии и обратил внимание на его манеры, я сразу заметил сходство с нашим героем. Я предложил Бакыту байке, но он отказался, потому что, не хотел разговоров о том, что он снял своего сына в главной роли. Нам нужен был герой, который 15 лет прожил в Америке, там другое мировоззрение, культура, это все отражается в манерах, походке, внешнем виде человека. По нашим местным актерам видно, что они живут здесь, а Иман проучился в Питере пять лет, он уже знал европейскую культуру, ведь балетных артистов учат этому, у них это должно быть в крови.
– Сейчас вы занимаетесь продвижением фильма «Завещание отца», но, тем не менее, есть ли уже задумки будущих проектов?
Да, есть примерные каркасы сценариев. Есть две исторические темы, два авторских фильма, один детектив-триллер, и социальная драма на женскую тему. Следующий наш фильм мы хотим посвятить проблемам женщин в Кыргызстане.