За два года в ЕАЭС сделано много, но успехов пока мало, заявил на заседании Евразийского межправсовета в Бишкеке премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.
Он отметил, что это первое в текущем году заседание на таком высоком уровне после декабрьской встречи глав государств в Санкт-Петербурге, на которой не было Беларуси.
«Решение не участия на этой встрече не было спонтанным, на то есть резкие причины, которые есть у нас в двустороннем формате с Российской Федерацией. Мы вынуждены акцентировать, что сегодня не исполняется двусторонняя нормативно-правовая база, которая была создана не в отрыве, а в тесной взаимосвязи с многосторонними договоренностями ЕАЭС. Причем проблемы в двусторонних отношениях фундаментально влияют на наше участие в многосторонних интеграционных процессах. Потому что проблема в двусторонних отношениях влияет искажающе на евразийскую интеграцию», − сказал Кобяков.
По словам премьер-министра, в этой связи Беларусь выражает крайнюю озабоченность в связи с сохраняющейся неурегулированностью проблем в нефтегазовой сфере, несоблюдений двусторонних и многосторонних договоренностей по условиям поставок энергоносителей и бездействия на этом фоне Евразийской экономической комиссии.
«Беларусь при подписании договора о ЕАЭС в мае 2014 года обращала внимание в своем заявлении, что будет добросовестно выполнять свои обязательства в рамках договора при условии, что будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров в ограничении и изъятии торговли отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг в первую очередь в отношении энергоносителей и других чувствительных позиций. К сожалению, прошедшее время лишь подтвердило актуальность данного заявления. Мы поставили задачу реализовать свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы являющимися базисом наших экономического союза. Вынуждены констатировать, что в этом направлении сложились новые препятствия и барьеры», − добавил премьер-министр Беларуси.
Он также затронул разницу в цене на газ в России и Беларуси. По его словам, она только растет.
«Ладно, пусть пока будет разница в цене на газ. Мы договорились при подписании договора, что она будет постепенно ликвидирована к 2025 году. Но почему тогда эта разница так резко растет? Разница в ценах между Россией и Беларусью выросла с 38% вначале 2014 года до 110% в 2016 году. Почему после создания ЕАЭС вместо постепенного сокращения разница стала почти в три раза выше. О какой свободе товаров, услуг, капитала и рабочей силы можно говорить? Наши партнеры прекрасно осведомлены что 96% электроэнергии в Беларуси вырабатывается из российского природного газа. Как в такой ситуации можно конкурировать на общем рынке? Беларусь готова двигаться вперед, но мы против того чтобы делать вид, что мы движемся вперед», − подчеркнул Андрей Кобяков.