Приближая будущее: Как цифровая трансформация бизнеса даст толчок развитию культуры стартапов

Автор -
810

Сегодня очень популярно использование современных технологий для повышения производительности и ценности предприятий. Эта горячая тема для компаний по всему миру.

Речь идет не о простой автоматизации процессов. Цифровая трансформация – это глубокое преобразование бизнеса и всего, что с ним связано. Это абсолютно новые отношения с клиентами, их вовлечение в бизнес, создание кардинально новых продуктов и услуг, оптимизация процессов и создание новых бизнес-моделей для поддержки совершенно новых смежных бизнес-проектов, которые ранее не существовали.

Цифровая трансформация нацелена на повышение эффективности на базе инновационных технологий. В этом процессе компании выходят на качественно новый уровень знаний в организации. Сегодня это происходит во всем мире и скоро придет в Кыргызстан. Остаться в стороне не получится — либо бизнес будет играть по новым правилам, либо окажется вне игры. Это вопрос выживания.

«Весь мир переживает период цифровой трансформации, и это ни для кого не секрет. Об этом много пишут и говорят в СМИ, социальных сетях. Но большая часть кыргызского бизнеса воспринимает грядущую трансформацию как что-то абстрактное. Люди у нас привыкли решать возникающие проблемы здесь и сейчас», – рассказал K-News руководитель службы развития цифровых и финансовых сервисов ООО «Скай Мобайл» Эрмек Акенеев.

Эксперты не берутся называть даты, когда цифровая трансформация окутает Кыргызстан, но в том, что это произойдет быстрее, чем все ожидают, они уверены на 100%. Опережая грядущие перемены, компания Beeline организовала для представителей гостиничного и ресторанного бизнеса HoReCa Workshop 2017.

«Целью мероприятия было показать на примере преобразования нашей компании (Beeline) то, что трансформируются все отрасли, и никто не останется в стороне, в том числе и HoReCa. Мы хотим, чтобы бизнес об этом задумался. Когда это произойдет, мы не знаем, но это неизбежно. Сегодня это происходит на Западе. По сути, у нас это тоже уже происходит, но есть определенный разрыв – мы идем с отставанием в определенных отраслях», – добавил Эрмек Акенеев.

Существующий разрыв дает время кыргызскому бизнесу подготовиться к цифровой трансформации, перенять опыт других стран. Но чем раньше это произойдет, тем лучше, считает эксперт. Необходимо ускорить этот процесс изнутри.

«В последние годы мир становится все компактнее. Люди находятся постоянно на связи и имеют доступ к информации. Примеры успешных кейсов очень быстро копируются. И многие глобальные зарубежные компании имеют возможность предоставлять свои сервисы и услуги потребителям по всему миру. Facebook и Google, несмотря на то, что зарегистрированы в США, обслуживают бизнес по всему миру, в том числе и в Кыргызстане. Уже сейчас бизнесмены тратят деньги на рекламу через эти ресурсы. Деньги утекают мимо бюджета. И если сейчас наш бизнес (HoReCa) не адаптируется, то через время мы будем играть по правилам внешних игроков (российских или западных)», – подчеркнул руководитель службы развития цифровых и финансовых сервисов ООО «Скай Мобайл».

Бизнесмены должны понимать, что если они не будут готовы к новым условиям, то кто-то другой в любом случае сделает это быстрее. Предпринимательство – это конкурентная среда. Так или иначе, бизнес все больше уходит в Интернет, такие правила диктует время. Молодое поколение сегодня – always online. Молодежь привыкла выражать свои эмоции онлайн, она социализируется в сети, потребляет контент и так далее. Сегодня фактически жизнь человека в маленькой деревне не отличается от жизни человека в большом городе, потому что он может вести такую же активную социальную жизнь.

«Мы, будучи телеком-оператором, видим экспоненциальный рост объема потребления интернет-трафика. Причем очень большая часть этого трафика приходится на популярные социальные сети. Соответственно, все больше времени люди проводят в онлайн-каналах. И если бизнесу не монетизировать такую золотую жилу, это будет все равно что связать себе руки и в дальнейшем пытаться конкурировать на рынке с одной рукой, завязанной за спиной. Мы хотим эту возможность нашим бизнесменам предоставить. Мы пытаемся договориться с регулятором, чтобы дать возможность бизнесу принимать безналичные, онлайн-платежи — как с карточек, так и с использованием электронных кошельков, подвязанных к операторам сотовой связи. То есть мы пытаемся расширить экосистему для развития предпринимательства в стране», – подчеркивает специалист.

Помимо этого, компания Beeline в октябре этого года запускает платформу Veon. Приложение уже функционирует в ряде стран – в Италии, России, на Украине. Veon – это платформа для общения, приложение, объединившее в себе мессенджер, личный кабинет, инфо-каналы, ленту новостей, финансовые сервисы и многое другое. Сегодня Beeline приглашает бизнес к сотрудничеству. Veon – платформа, которая может помочь в продвижении бизнеса.

«Я бы сказала, что в чем-то (цифровой трансформации) Кыргызстан отстает, а в чем-то, наоборот, опережает Казахстан. Кыргызстан меньше, чем Казахстан, и это дает стране определенные возможности. Тестировать новые сервисы в вашей республике можно гораздо быстрее и с меньшими средствами на запуск, с меньшими рисками. Известно, что разработчики из КР работают на экспорт. Я думаю, что в чем-то вы даже нас опережаете, так как Казахстан большой, изменения происходят несколько медленней, нежели здесь», – сказала руководитель маркетингового бюро DPR Жанна Прашкевич.

Жанна уверена, что Кыргызстан в цифровизации малого и среднего бизнеса ждут большие перспективы. Но для этого нужна определенная степень развития и «голода».

«Думаю, это случится не так быстро, как хотелось бы. Предприниматели должны увидеть те упущенные прибыли, которые сидят в анти-диджитализации, неоцифрованности. Им нужно показать этот мир. Когда они увидят упущенные деньги, тогда начнут работать в этом направлении. При этом диджитализация и IT-решения – это необязательно какие-то супер новые инновационные методы, это вполне старые методы – телефония, Google и так далее», – отметила глава маркетингового бюро DPR.

По ее мнению, цифровая трансформация в полной мере коснется FinTech (технологические проекты в области финансовых сервисов), ритейл и других отраслей. Но вот в сфере услуг все равно останутся люди, но их услуги в будущем станут роскошью.

Цифровая трансформация дает преимущество бизнесу, потребителю услуг и государству.

«Для потребителя – удобство, экономия и свобода выбора. Когда речь идет о цифровой экономике, барьеры для открытия нового бизнеса существенно сокращаются. Человеку уже не нужно вкладывать десятки тысяч долларов на создание физической инфраструктуры. Появится большая культура стартапов, что сегодня происходит на Западе. У абонентов, в свою очередь, появится выбор, ведь чем больше выбора, тем выше конкуренция. Основной тренд конкуренции – это снижение стоимости товаров и услуг для конечного потребителя. Правительство приняло программу «Таза коом» – прозрачное общество. Это позволит в будущем вывести бизнес из тени. В цифровой экономике основная масса транзакций происходит по принципу безличного присутствия клиента. Соответственно, будет формироваться массив данных, к которому в любом случае получат доступ и Налоговая, и Минэкономики, и другие ведомства. Скрывать доходы для бизнеса в целом станет сложнее, а значит, будет увеличиваться налогооблагаемая база и доходная часть бюджета. Это одна из причин, почему государство идет в этом направлении», – пояснил руководитель службы развития цифровых и финансовых сервисов ООО «Скай Мобайл» Эрмек Акенеев.

Компания Beeline пошла дальше разговоров о грядущей цифровой трансформации и рассказах о светлом будущем. Представители HoReCa получат возможность решить существующие сегодня проблемы и сделать шаг в сторону цифровизации своего бизнеса.

«Компания Beeline меняется, мы двигаемся, чтобы уйти от сотового направления и стать диджитал-оператором, а для этого нужна эко-среда. То есть мы хотим меняться не одни, мы надеемся, что вместе с нами будет меняться весь Кыргызстан. И хотим внести свой вклад в преобразования. Мы планируем провести отраслевое мероприятие, где соберутся IT, маркетологи, финансисты и все люди, которые нужны для успешного решения проблем отрасли HoReCa. Для начала мы решили собрать представителей отрасли и узнать их проблемы, которые можно решить за счет диджитал-инноваций. Специально для этого будут собраны IT-команды, которые смогут найти и выработать эти решения. Мы надеемся, что в результате этого мероприятия достаточно большое число участников рынка HoReCa решат свои проблемы, начнут зарабатывать больше и поймут, что диджитал-трансформация и нужна, и выгодна», – сказал руководитель службы маркетинга ООО «Скай Мобайл» Степан Глушков.

Два кейса успешной цифровой трансформации

  1. Автоматизированная система обучения персонала. Одна из успешных сетевых компаний для того, чтобы сэкономить время на обучении персонала тому, как приготовить стандартные блюда, стала использовать VR-устройства. Она записала программу обучения: сотрудник надевает VR и сам обучается приготовлению, потому что видит, как это надо делать. При этом компания экономит время на обучении, высвобождается ресурс HR-менеджера.
  2. Есть сервисы, через которые уже сегодня можно забронировать место в ресторане и даже заказать ужин на определенное время. Вы приезжаете, и не надо ждать заказа, к вашему приезду уже все будет готово. Человек получает сервис здесь и сейчас и экономит свое время. Ресторану это дает дополнительное конкурентное преимущество.
Поделиться