Работа с родителями в инклюзивной школе должна развиваться

Автор -
246

Дети, имеющие физические и психические ограничения, сегодня встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в интеграции в общество – они не могут жить полноценной жизнью. Негативные установки родителей – неконструктивное отношение к болезни, потребность в постоянной опеке – могут отнять у ребенка даже те возможности, которые у него остались, и помешать социализации. Поэтому работа с родителями является наиболее важной и значимой в развитии инклюзивного образования.

В рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе в КР» при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» на базе пилотных школ № 8 им. А. Буйлаш уулу Нарынской области, № 18 им. А. Навои города Ош, №1 села Лебединовка Чуйской области проводится психологическая работа с родителями.

Как отмечает директор школы в селе Лебединовка Кульбубу Ыскакова, в ресурсном центре была разработана поэтапная программа работы психолога и социального педагога с родителями.

«В программе мы реализовали такие принципы инклюзии как — «Все люди нуждаются друг в друге и каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным». Наши специалисты проводили встречи родительских групп, на которых родители могли рассказать о своих ожиданиях. Наш психолог применяла интерактивные методы взаимодействия, использовали арт-терапию, психодраму и трансакционный анализ», — говорит директор школы.

Педагоги школы рассказывают о позитивных изменениях в отношении родителей к своему ребенку и к другим учащимся школы. Завуч школы Ирина Федоровна рассказала о сегодняшней ситуации: «Психологический климат в родительской среде заметно улучшился после системной поддержки родителей. Родители стали тверже в уверенности обучать детей вместе, несмотря на различия. Мы, педагоги, смогли лучше понять родителей, узнать об их переживаниях. Одна молодая родительница, которая раньше была моей ученицей, вспомнила, что с нею в классе в 90-е годы тоже учились дети с ограничениями. И она сказала мне: «Очень жаль, что тогда, в детстве, мои мама и папа не научили меня принимать своих сверстников. Я после родительских встреч поняла — надо учить детей общаться и принимать каждого человека в свою жизнь, быть искренним, не надо занимать оборонительную позицию. Я своему сыну желаю найти в школе друзей и уметь общаться».

В рамках проекта команда специалистов не только проводила психологическую работу по развитию мотивации родителей и улучшении эмоционального фона в родительском сообществе, отмечает Анара Надирбекова, менеджер Фонда Евразия Центральной Азии.

«Повышение родительской культуры и грамотности родителей в вопросах педагогики, детской психологии, валеологии стали фундаментом в пересмотре взглядов родителей на развитие и обучение ребенка в условиях инклюзии. В рамках пилотирования Службы психолого-медико-педагогического сопровождения в Ресурсных центрах инклюзивного образования мы планируем в будущем продолжать активную программную работу с родительским сообществом», — заключила специалист ФЕЦА.

Поделиться