Повышение тарифов на электроэнергию должно сопровождаться социально-экономической реформой – Рахимов

31 января 2017 года премьер-министр КР Сапар Исаков на заседании парламента заявил, что если не поднимать тарифы на теплоэнергию, то авария на столичной ТЭЦ может повториться и следующей зимой.

Вместе с этим, в обществе идут обсуждения о повышении тарифов на электроэнергию в целом. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты КР по вопросам промышленной политики, содействия экспорту, развития инфраструктуры и ГЧП Кубат Рахимов считает, что этот вопрос — не в компетенции энергетиков. Повышением тарифов должны заниматься экономисты, но для этого необходимо преодолеть две проблемы: неустойчивое правительство и популизм народных избранников.

По его словам, для успешных реформ правительство должно быть несменяемым 3-4 года, а депутаты — прекратить спекулировать на тему о защите интересов народа низкими тарифами. Энергетика как раз таки и стала заложником всей этой ситуации, что породило создание непрозрачных проектов, таких, как реконструкция Бишкекской ТЭЦ и строительство ЛЭП «Датка-Кемин».

«Энергетика, де-факто, стала заложником популизма — были попытки поднять тарифы, но депутаты спекулировали на том, что простое население обижать нельзя. А то, что это разрушало экономику, оставляли на второй план. Это и является прикрытием непрозрачных схем – ЛЭП «Датка-Кемин» и ТЭЦ. Эти проекты сделали Китай основным кредитором Кыргызстана. Да, ЛЭП перекидывает электроэнергию внутри страны, минуя транзит через соседние государства. Но сумма оплаты за транзит электроэнергии составляла максимум $8 млн ежегодно. Кыргызстан за ЛЭП «Датка- Кемин» теперь должен КНР почти $400 млн, а проект будет окупаться около 50 лет. Нормальный бизнесмен понимает, что он просто не окупаем», – говорит эксперт о целесообразности последних энергетических проектов.

Реформы нужны социальные и фискальные

Самое главное, как считает Рахимов, реформаторы должны понимать, что тарифы надо повышать, исходя из экономических соображений, а не абстрактных требований энергетиков. Само понятие тарифы закрепилось в порочном кругу «бедное население – низкие тарифы». Необходимо разорвать этот круг, а помощь оказывать адресно: не можешь платить по счетам коммуслуг или за электроэнергию по полному тарифу – докажи, что ты малоимущий.

Чтобы население могло оплачивать счета, нужно поднимать социально-экономический уровень жизни. Расходы станут выше, но их не стоит бояться. Есть экономический парадокс, что чем дороже мы обходимся стране, тем лучше. Поднятие тарифов предполагает рост зарплат и цен, что значит увеличение оборота денежных средств в экономике целом, то есть рост того самого пресловутого ВВП. По такому пути пошли Казахстан и Беларусь, а КР остался в тупике – бедное население и низкие доходы.

Все доходы населения должны быть легализованы. Если не доказал, что ты бедный, то тарифных льгот не будет. Необходимо объяснять населению, что на низких тарифах паразитируют богатые люди. В базе налоговиков и Соцфонда должна быть полная информация об имуществе и доходах налогоплательщиков. Конечно, будет 2-3 года перекоса, но Кыргызстан должен это пережить. У энергетиков не должно быть доходоприносящего статуса без обеспечения окупаемости, причем под очень строгим контролем структуры затрат. Они умудряются зарабатывать на экспорте и одновременно бюджетных субсидиях. При этом деньги «теряются» в обоих случаях.

Одно предприятие – больше ответственности

В энергетике надо избавиться от различных квазихолдингов. Их для маленькой страны слишком много. В Беларуси, например, есть только одно предприятие «Белэнерго» — оно отвечает за все вопросы, от производства энергии до конечной продажи ее потребителю. Здесь эксперт абсолютно прав, многозвенная и сложная структура создает много путаницы. Так, представители ТЭЦ и ОАО «Электрические станции» не смогли ответить на вопрос, кто должен был включать второй котлоагрегат во время аварии.

Кубат Рахимов уверен, что ТЭЦ на балансе мэрии станет намного более эффективным предприятием. Муниципальные власти умеют считать деньги, ведь в первую очередь — у них собственный бюджет. Если такое произойдет, скорее всего, они переведут ТЭЦ на газовое отопление, который обойдется намного дешевле, чем уголь, как это не парадоксально звучит.

Газ будет отличной альтернативой углю. В этом вопросе эксперт вообще предлагает децентрализовать отопительную систему столицы. Она позволит сэкономить миллионные средства, как для бюджета, так и потребителям. Газовые локальные котельные занимают 45-50 кв. метров огороженной площади возле многоквартирного дома или административного здания и не требуют закупок твердого топлива, поставок по железной дороге, складов, множества работников котельных, нет отходов и вредных выбросов.

Тариф = инфляция

Еще одним решением может стать прикрепление тарифа к инфляции.

«Мой отец, Калый Рахимович Рахимов – энергетик, он 10 лет назад предлагал прикрепить тарифы к инфляции и к курсу валют», – рассказывает эксперт.

Такая мера закрепляется законодательно, и раз в год тарифы устанавливаются по соотношению к инфляции в стране. Тогда исчезают все эти толки и популизм нардепов.

Раз наши кредиты номинированы в долларах США, то почему тариф, из которого будут гаситься проценты и основная сумма по кредиту, остается только сомовый? Должна быть некая корреляция с курсом доллара, как минимум.

Эти реформы неизбежны. Эксперт напоминает, что к 1 июля 2019 года КР будет вынужден выполнять обязательства по формированию общего энергетического рынка стран ЕАЭС. Страна должна готовиться уже сейчас, а прикрываться интересами «бедного» народа неправильно. Реформы надо делать не в пользу условной «инфраструктурной мафии» в энергетике, а в пользу реального сектора. Здесь важно осознавать, что энергетика – это поддерживающая экономику основа, а не самодостаточный промышленный сектор, где можно зарабатывать деньги для личного обогащения, причем как за счет дотаций от государства, так и от экспорта электроэнергии на непонятных условиях. Если тарифы и будут подниматься, то это должно носить характер реформы на макроэкономическом уровне с соответствующим устойчивым социально-экономическим эффектом.

Поделиться