Более 100 тысяч граждан Кыргызстана проголосовали за то, чтобы самостоятельно распоряжаться своими деньгами и иметь возможность пополнять электронный кошелек с баланса телефона.
Опрос, хотят ли кыргызстанцы иметь удобный и быстрый способ пополнения кошельков с баланса мобильного, проводится по всей стране. Голосование идёт в рамках открытого общественного обсуждения вокруг поправок в положение об электронных деньгах. При этом, Национальный Банк выступает с предложением о запрете пополнения кошельков с баланса.
О том, как развить электронные платежи в Кыргызстане, думают уже несколько лет. И если всего полгода назад Национальный банк планировал остановить развитие кошельков операторов и полностью их запретить, то сейчас есть понимание того, что это направление необходимо развивать.
Изначально в НБ КР предложили работать сотовым операторам в партнерстве с банками и платежными организациями для выработки единого решения. Благодаря этому сегодня на рынке появились мобильные кошельки. Они работают в строгом соответствии с действующим законодательством, подконтрольны Национальному Банку и дают те же гарантии, что и банковские электронные кошельки. Предлагаются дополнительные меры защиты денежных средств. В процессе работы они регулярно совершенствуются согласно требованиям НБ КР.
По итогам дискуссии круглого стола «Будущее мобильных электронных кошельков», который прошёл накануне с участием представителей Национального банка, коммерческих банков, Ассоциации операторов связи, Министерства экономики, представителей совета по реализации проекта “Таза Коом”, все участники поддержали друг друга в том, что необходимы совместные действия навстречу и выработка обоюдовыгодных механизмов. Общее мнение таково, что принципиально новое для Кыргызстана направление – «мобильные платежи» — нужно обязательно развивать.
«Мы заинтересованы в развитии этого сектора и увеличении доли безналичных платежей. И мы «за» такие механизмы, чтобы этот процесс пошел дальше», — отметила представитель НБ КР Лада Орозбаева.
Свою позицию обозначил и ОАО «Дос-Кредобанк». Это единственный банк, который несколько месяцев назад полностью подготовился к внедрению электронных кошельков от сотовых операторов. Начальник департамента цифровых услуг этого банка Тимур Сарыбаев уточнил, что главная цель новой услуги – упростить жизнь пользователей и сэкономить их время.
При этом электронные кошельки от сотовых операторов работают в строгом соответствии с банковским законодательством. Движение всех средств происходит исключительно через банк-партнера, уточнил Тимур Сарыбаев.
Особенно много новых пользователей в регионах страны. Это связано с тем, что в небольших городах и селах платежные терминалы встречаются редко. Людям гораздо проще положить деньги на баланс в любой ближайшей точке. Эту возможность абонентам даёт развитая инфраструктура операторов. Для сравнения: точек пополнения кошельков операторов в 10 раз больше, чем банковских, а если точнее – 25 тысяч против 2,5 тысячи банковских.
Убедившись в удобстве мобильных кошельков, люди просят добавить новые функции. Например, им комфортно было бы погашать с телефона кредиты, оплачивать штрафы, проезд в транспорте, добавил руководитель службы развития цифровых и финансовых сервисов «Скай Мобайл» Эрмек Акенеев.
Подытожил диалог представитель Госагентства связи Улан Исраилов. Он призвал стороны найти механизм, который позволит внедрить мобильные кошельки и обеспечить их бесперебойную работу.
«Мы не можем ограничивать абонентов в правах. Надо найти способ, чтобы не запрещать, а развиваться», — резюмировал чиновник.