Что ждет Кыргызстан при легализации частных военных компаний?

Автор -
3795

В ближайшее время в странах ОДКБ планируется легализовать частные военные компании. Деятельность таких компаний станет легальной в случае принятия закона «О частной военно-охранной деятельности».

О том, чем это грозит Кыргызстану и как это будет работать, в интервью K-News рассказал эксперт Дмитрий Орлов.

— Каковы принципы работы частных военных компаний?

— Принципы работы частных военных компаний обозначил еще в 1967 году англичанин Арчибальд Дэвид Стерлинг: тот самый, что создал в своё время SAS — спецназ Британских Военно-Воздушных Сил. Непременное условие работы ЧВК по Стерлингу — она должна быть официально зарегистрированным коммерческим предприятием, подконтрольным государству. Это — главное отличие ЧВК от отряда обыкновенных наемников. То есть, зарегистрируй в своей стране профильную компанию, плати налоги государству, и претензий к тебе не будет.

Второе непременное условие деятельности ЧВК, которое также ввел в обиход Стерлинг — работа либо на свое государство, либо на государства, союзные Великобритании, либо на международные организации. В частности, известно, что одна из ЧВК Стерлинга — Kilo Alpha Service — в 1980-е в рамках операции «Замок» ловила в Южной Африке браконьеров по контракту с Всемирным фондом дикой природы.

Вообще, бурный рост количества британских ЧВК пришелся на середину 1990-х, когда парламент Британии взял под свой контроль бюджет внешней разведки МИ-6. Это звучит смешно, но до этого МИ-6 вообще не имела официального бюджета — ее содержали королевская семья и частные спонсоры. Сейчас только в Британии ЧВК — около сотни. Самая известная ЧВК — Group 4 Securicor. Она же — самая многочисленная. Число ее сотрудников — 585 тысяч, а офисы компании есть в 125 странах мира.

Таким образом, при соблюдении двух правил Стерлинга, а также международных и национальных законов в функционировании частных военных компаний ничего плохого нет. Сегодня ЧВК — высокодоходный бизнес, который уже давно приносит во всем мире миллиарды долларов прибыли ежегодно. К примеру, в 2008 году доход скандально известной американской ЧВК Blackwater (сейчас она называется Academi) перевалил за триллион долларов. Свои ЧВК, кроме Великобритании и США, имеют Франция, Бельгия, Австралия, Израиль, ЮАР, Канада и Китай. В России также имеется несколько организаций, оказывающих услуги военного консалтинга. Например, «РСБ-групп» Олега Криницына.

— С чем связан рост ЧВК?

— Причину роста количества ЧВК в мире объяснить легко: проблемных точек становится все больше, а возможностей у национальных правительств и ООН их контролировать — все меньше. Поэтому ЧВК и развиваются: на сегодня в мире насчитывается несколько сотен ЧВК, которые работают в 110 странах мира, в них служат более 5 млн человек. В их штате есть аналитики, логисты, узкопрофильные консультанты, психологи, полевые медики, саперы, IT-специалисты, инженеры-конструкторы. И это — кроме бойцов, непосредственно работающих в полевых условиях. Даже ООН не видит в таком бизнесе ничего зазорного — известно уже о нескольких контрактах, которые она заключила с американскими ЧВК на участие в миротворческих операциях. Поэтому и для ОДКБ нет ничего плохого в легализации таких компаний в зоне своей ответственности.

— Что даст странам ОДКБ легализация частных военных компаний?

— Во-первых, при миротворческих операциях использование ЧВК не вызовет недовольство всевозможных «солдатских матерей» и прочих «профессиональных пацифистов». Потому что в частные военные компании набирают только людей, отслуживших срочную службу в армии. Опыт аналогичных компаний в мире показывает, что идеальный сотрудник ЧВК — это офицер 30-45 лет, служивший в оперативных подразделениях, который имеет опыт и не путает команды. При приеме на работу претенденты на вакансию проходят настолько жесткий отбор, что желающих повоевать от скуки туда просто не берут. Потому что главное для любой ЧВК — в любой ситуации обойтись без потерь.

Во-вторых, частные военные компании — это возможность для отставных, но еще работоспособных офицеров ГКНБ, армии и милиции Кыргызстана зарабатывать нормальные деньги. На одну пенсию военнослужащего у нас не проживешь. Среди отставников Кыргызстана много людей, которым одинаково претит быть как таксистами, так и бандитами. Им нужно чувствовать свою востребованность. Поэтому, если будут твердые гарантии оплаты их труда, отставники охотно пойдут в ЧВК. Работа для наших ЧВК в мире найдется любая, даже без привязки к ОДКБ: антитеррор, обучение действующих силовиков в союзных странах — в порядке обмена опытом, охрана дипломатических учреждений Кыргызстана по всему миру, защита грузов с гуманитарной помощью.

Но все это в теории. На практике нужно дождаться законопроектов о ЧВК во всех странах ОДКБ, чтобы потом можно было что-то спрогнозировать. Думается, основной спор будет вокруг того, кто должен контролировать деятельность частных военных компаний. Самым оптимальным здесь видится надзор со стороны Минобороны внутри страны, а на уровне ОДКБ — либо Совет министров обороны, либо Объединенный штаб организации. Но при условии, что доступ к контрактам будет прозрачным и одинаковым для всех. Поэтому кыргызстанским ЧВК необходимо всерьез задуматься о кадровом обеспечении, чтобы не оказаться за бортом. Естественно, когда будет принят закон.
Поделиться