Пополнение кошельков с мобильного баланса: «удобно» — не значит «безопасно»!

Автор -
1283
мобильные кошельки

Вокруг пополнения электронных кошельков с мобильного баланса в последний месяц разгорелись нешуточные страсти. «Виновником торжества», как известно, стал Национальный банк Кыргызской Республики. Это ведомство в середине января вынесло на общественное обсуждение поправки в положение об электронных деньгах.

Суть предлагаемых НБКР поправок — запретить операторам сотовой связи пополнять электронные кошельки абонентов с помощью мобильного телефона. Сейчас «сотовики» усиленно нахваливают свои преимущества, особо напирая на удобство. Дескать, где бы абонент ни находился, он может оплатить любую услугу, не сходя с места — нажав пару-тройку клавиш своего смартфона. У этой идеи есть сторонники, которые ей аплодируют, а чтобы не возвращаться второй раз — заодно обвиняют Нацбанк в том, что он против новых технологий.

Допустим, что эти сторонники действительно пишут все от чистого сердца, а не являются нанятыми для ведения против Нацбанка информационной войны — прецедентов полно. Допустим даже, что все критики Нацбанка являются умными — читать и писать они, во всяком случае, умеют. Но почему тогда они забывают о таком главном компоненте электронного оборота денег, как безопасность? И дело тут — даже не в том, что смартфон можно взломать, чтобы запустить вирус, и списать с баланса кучу денег. Кроме технических аспектов безопасности, есть и другие — не менее важные.

Все познается в сравнении, в том числе — рисков, если таковые имеются. Давайте разберём их по порядку.

Начнем с того, что любой банк — структура, жестко подотчетная регулятору: Национальному банку. Нацбанк выдвигает к банку свои требования, которые тот обязан четко выполнять — иначе у банка просто отнимут лицензию. И это понятно: деньги населения — слишком серьезная штука, чтобы НБКР позволил присматривать за ними кому попало. Для этого Нацбанк и проверяет коммерческие банки раз в год.

Сотовые же операторы подчиняются Национальному агентству связи. Которое никак не относится к финансовым учреждениям. По закону оно вообще не имеет права контролировать финансовые потоки. Резонный вопрос: кто тогда будет контролировать деньги абонентов на счетах «сотовиков»? Деньги, которыми человек пополняет свой баланс на телефоне, «падают» на счет сотового оператора, который распоряжается ими, как хочет. С банками ситуация иная — деньги, которыми клиент пополняет баланс своего кошелька, попадают только на счет клиента.

Задумывался ли кто-то о том, что произойдёт, если вдруг счета сотового оператора арестуют? А о том, что он может просто обанкротиться и сбежать за границу с деньгами абонента? Где потом абонент возьмет свои деньги? К тому же? банк не будет слать вам SMS-сообщения с предложениями перейти на новый тариф или сыграть с ним в лотерею, как это делают иные сотовые операторы. Данные абонентов маркетологам разных торговых фирм банк также передавать не будет. Скажете, что сотовые операторы этим не занимаются? Может быть, но откуда тогда торговые сети знают номера телефонов, на которые шлют свои рекламные «завлекалки»? Тем более, что в сказку о «системе случайных чисел» уже давно никто не верит.

Вызывает опасение и то, что операторы сотовой связи сейчас не выполняют требования об идентификации абонентов. Право так говорить дает тот простой факт, что SIM-карты «сотовиков» продаются в том же Бишкеке везде — от рынков до аэропорта «Манас». Выполни «сотовики» эти требования, бизнес на продаже «симок» не процветал бы. В России, например, такого нет — там SIM-карту продадут только по паспорту. Ну, а поскольку операторы сотовой связи финансовыми учреждениями не являются, то Закон «О противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» на них не распространяется. Можно только представить, какое поле деятельности здесь открывается для террористов, к примеру. Не надо будет встречаться где-то в условных местах, чтобы заплатить 300 долларов за закладку взрывчатки. Достаточно просто сбросить эти деньги исполнителю теракта на баланс сотового телефона. С банками же такие номера не проходят — любая информация о подозрительном платеже станет известна сразу же. Тем более, что перед открытием счета банк, как минимум, спрашивает у будущего клиента паспорт, таким образом, персонифицируя его.

Что же касается пресловутого удобства, то здесь ещё надо понимать, что удобно — не всегда безопасно. Сандалии, бесспорно, — очень удобная обувь. Но зимой на улице лучше носить всё же хорошие и тёплые ботинки.

Поделиться