Власти Кыргызстана усиливают борьбу с коррупцией

Автор -
1917

Сооронбай Жээнбеков сегодня, 13 февраля, подписал решение Совета безопасности «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, надзорных и правоохранительных органах Кыргызской Республики». Об этом сообщает пресс-служба президента.

Проект решения принят на заседании Совета 8 февраля. Он доработан с учетом письменных предложений от членов Совета безопасности.

В целях обеспечения преемственности антикоррупционной политики и продолжения работы по формированию эффективной национальной системы противодействия коррупции, принимая во внимание жизненную необходимость последовательного реформирования судебных, надзорных и правоохранительных органов, Совет безопасности

Решил:

  1. Принять к сведению заявление Сооронбая Жээнбекова о том, что на нынешнем этапе борьбы с коррупцией наиболее актуальное значение для всех ветвей государственной власти и гражданского общества приобретают вопросы:

— искоренения коррупции и устранения порождающих ее причин в правоохранительных, надзорных и судебных органах;

— повышения авторитета правоохранительных, надзорных и судебных органов и уровня доверия к ним со стороны граждан;

— обеспечения прозрачности и ответственности, соблюдения принципов добросовестного управления и законности в деятельности правоохранительных, надзорных и судебных органов Кыргызской Республики.

  1. Рекомендовать Жогорку Кенешу, правительству, Верховному суду во взаимодействии с аппаратом президента пересмотреть ряд применяемых в законодательстве и практической деятельности положений и подходов для формирования эффективной антикоррупционной системы, в частности, рассмотреть следующие вопросы об изменении законодательства:

1) в сфере координации борьбы с коррупцией с законодательным закреплением функций по выработке антикоррупционной политики и контроля за реализацией антикоррупционных программ за государственным институтом, который, во избежание конфликта интересов, не связан непосредственно с процессуальными действиями и уголовным преследованием;

2) о Счетной палате – вследствие того, что сложившаяся за годы независимости практика государственного аудита не в полной мере раскрывает его потенциал как эффективного инструмента контроля за использованием бюджетных и внебюджетных средств, государственного и муниципального имущества;

3) в части противодействия фактам рейдерского захвата имущества и связанных с ним мошеннических действий для обеспечения эффективной защиты прав собственности и четкого регламентирования практики признания гражданско-правовых сделок недействительными по основаниям совершения их под давлением или другим незаконным воздействием одной из сторон;

4) в части разработки и принятия единого законодательства в отношении госслужащих, сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов, предусматривающего четкие и твердые требования к ним с учетом особенностей военной и иной государственной службы и в соответствии с положениями части 2 статьи 20 Конституции Кыргызской Республики;

5) в части дальнейшего улучшения социальной защиты и поддержки сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов.

Рекомендовать правительству:

1) до 30 июня завершить реализацию мероприятий, предусмотренных Комплексом мер по реформе системы правоохранительных органов, утвержденным Указом президента «О мерах по реформе системы правоохранительных органов Кыргызской Республики» от 18 июля 2016 года № 161;

2) совершенствовать работу по повышению кадрового потенциала и улучшению работы с резервом кадров, обучению и повышению квалификации сотрудников правоохранительных и надзорных органов, находящихся в ведении правительства, взять под особый контроль вопросы назначения и освобождения руководителей среднего и старшего звена;

3) внедрить системы видеонаблюдения за действиями сотрудников правоохранительных органов и органов прокуратуры при их контакте с гражданами в служебных помещениях. В установленном законом порядке определить условия их применения, а также использования полученных видеоматериалов. Обеспечить систематический доступ к аудио- и видеоматериалам подразделениям служб внутренних расследований правоохранительных органов и органов прокуратуры:

до 1 января 2019 года в городах Бишкек и Ош, а также в областных центрах (для учреждений Министерства внутренних дел – в городах Бишкек и Ош);

до 1 июля 2019 года – в других городах и районах Кыргызской Республики;

4) до 1 октября 2018 года во взаимодействии с Жогорку Кенешем, иными госорганами:

— проанализировать административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в том числе вступающее в силу с 1 января 2019 года, и обеспечить внесение в него поправок в части устранения возможных пробелов и коллизий, допускающих риски нарушения прав и свобод участников уголовного процесса со стороны сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов;

— обеспечить законодательный запрет на приобретение сотрудниками судебных, правоохранительных и надзорных органов, а также членами их семей ценных бумаг, акций и долей в уставных капиталах иностранных компаний и товариществах;

— обеспечить принятие законов и других нормативных правовых актов, обязывающих сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов открывать банковские счета исключительно в банках, определяемых правительством, а также ограничивающих до 1000 расчетных показателей возможность проведения ими и членами их семей покупок и сделок в наличной форме; регистрацию в личном деле сотрудника всех его приобретений и приобретений членов его семьи на сумму свыше 200 расчетных показателей; незамедлительное освобождение от занимаемых должностей в связи с утратой доверия нарушающих данные требования сотрудников;

— внедрить механизмы проверки деклараций о доходах и расходах сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов и членов их семей путем принятия ими обязательства о раскрытии сведений, составляющих банковскую, налоговую, таможенную тайны;

— обеспечить законодательное закрепление того, что использование сотрудниками судебных, надзорных и правоохранительных органов и членами их семей чужого имущества в личных целях является основанием для проверки наличия данного имущества в декларациях лиц, предоставивших такое имущество, в целях определения законности его приобретения;

— обеспечить законодательное закрепление того, что в случае увольнения должностного лица судебных, надзорных и правоохранительных органов за совершение должностных преступлений, в том числе связанных с коррупцией, хищением государственной и/или муниципальной собственности, данное лицо лишается всех льгот и социальных гарантий, предоставленных ему государством в связи с прохождением им службы в судебных, надзорных и правоохранительных органах.

Одновременно с этим определить, что увольнение лица по основанию утраты доверия в связи с подозрением в совершении должностных правонарушений, в том числе связанных с коррупцией, хищением государственной и/или муниципальной собственности, не является мерой по уходу от ответственности, а прямо указывает на обязательность направления материалов в соответствующие органы для дачи юридической оценки;

— обеспечить законодательное закрепление положений, исключающих возможность восстановления на работе, а также трудоустройства на государственную и муниципальную службу лиц, уволенных за должностные преступления, в том числе за преступления, связанные с коррупцией, хищением государственной и/или муниципальной собственности, и по основанию утраты доверия;

— обеспечить законодательное закрепление положений о том, что в случае если в отношении сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов начато уголовное преследование по подозрению в совершении должностного преступления, в том числе связанного с коррупцией, хищением государственной и/или муниципальной собственности, то указанные лица подлежат незамедлительному отстранению от выполнения служебных обязанностей, с прекращением выплат заработной платы до принятия решения судом;

до 1 июля 2018 года разработать и до 1 декабря 2018 года обеспечить принятие законопроекта, предусматривающего внесение поправок в уголовное законодательство, которыми определяется ответственность сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с коррупцией, должностными нарушениями, хищением государственной и/или муниципальной собственности, исключительно в виде лишения свободы с конфискацией имущества;

до 1 июня 2018 года разработать и до 1 декабря 2018 года обеспечить принятие законопроектов и других нормативных правовых актов по формированию стройной и эффективной системы социальной поддержки и стимулирования честной и добросовестной служебной деятельности сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов, учитывая вопросы оплаты труда, обеспечения жильем, медицинским обслуживанием, а также предоставления льгот семьям сотрудников, пострадавших при исполнении служебных обязанностей;

5) обеспечить внесение в Жогорку Кенеш и принятие в качестве неотложного законопроекта в срок до 1 мая 2018 года проекта закона «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию террористической деятельности»;

6) разработать и осуществить комплекс мер, направленных на:

— объективное освещение реформ, проводимых в судебных, надзорных и правоохранительных органах, в средствах массовой информации и интернет-изданиях;

— формирование позитивного образа сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов, а также в целом судебной и правоохранительной систем Кыргызской Республики в литературе, кинематографе, произведениях искусства, в средствах массовой информации.

  1. Рекомендовать правительству, Совету судей и Генеральной прокуратуре в срок до 30 мая 2018 года пересмотреть соответствующие положения дисциплинарных уставов и кодексов этики сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов в сторону ужесточения требований в части соблюдения морально-этических норм поведения.
  2. Председателю Государственного комитета национальной безопасности Абдилю Сегизбаеву и председателю Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями З.Б. Осмонову:

1) принять незамедлительные меры по пресечению фактов неоправданного затягивания или приостановления расследования уголовных дел, возбужденных по должностным преступлениям, в том числе связанных с коррупцией, хищением государственной и/или муниципальной собственности;

2) принять в рамках уголовно-процессуального законодательства всесторонние и исчерпывающие меры по завершению расследований вышеуказанных уголовных дел, предъявлению виновным лицам обвинения, возмещению причиненного ущерба государству и направлению уголовных дел в органы прокуратуры для решения вопроса о дальнейшем направлении в суд для разбирательства по существу;

3) активизировать оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление и пресечение совершенных/совершаемых должностных преступлений, в том числе связанных с коррупцией, хищением государственной и/или муниципальной собственности, в судебных, надзорных и правоохранительных органах, акцентируя внимание на руководителях высшего, старшего и среднего звена;

4) до 1 марта 2018 года представить в Генеральную прокуратуру с дублированием в секретариат Совета безопасности полный перечень уголовных дел по вышеназванной категории;

5) до 1 июня 2018 года представить в Генеральную прокуратуру с дублированием в секретариат Совета безопасности исчерпывающую информацию о принятых решениях по уголовным делам вышеназванной категории.

Предложить Верховному суду:

1) обеспечить регулярное проведение заседаний пленума Верховного суда по вопросам судебной практики и дачи судам соответствующих разъяснений, уделив особое внимание рассмотрению уголовных дел по категориям должностных и экономических преступлений, а также преступлений в сфере хищения собственности. В том числе предусматривающих целесообразность:

— вынесения судами решений, определяющих для осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе за должностные преступления, коррупцию и преступления, связанные с хищением государственной и/или муниципальной собственности в крупном и особо крупном размерах, в качестве меры наказания исключительно в виде лишения свободы;

— избрания меры пресечения в отношении сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, исключительно в виде содержания под стражей на весь срок уголовного судопроизводства;

— обязательности конфискации имущества сотрудников судебных, надзорных и правоохранительных органов, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с должностными нарушениями, коррупцией, хищением государственной и/или муниципальной собственности;

2) до 1 июля 2018 года провести анализ по вынесенным судьями оправдательным приговорам и по судебным актам о прекращении уголовных дел или об отмене решений нижестоящих судов с направлением на новое рассмотрение, а также по находящимся в производстве судебных органов уголовным делам, возбужденным по должностным и экономическим преступлениям, по преступлениям в сфере хищения собственности, с рассмотрением результатов на пленуме Верховного суда.

При установлении фактов отсутствия реагирования со стороны государственого обвинения на случаи вынесения оправдательных приговоров или решений о прекращении уголовных дел направлять соответствующую информацию
в Генеральную прокуратуру для дачи юридической оценки с информированием президента.

Установление фактов нарушения судьями законности при рассмотрении уголовных дел по указанным категориям преступлений либо по недобросовестности, волоките, повлекших существенные последствия при отправлении правосудия, служит основанием для обращения в отношении судей в Дисциплинарную комиссию при Совете судей.

Генеральному прокурору Индире Джолдубаевой:

1) организовать проведение до 1 июня 2018 года инвентаризации всех уголовных дел по должностным и экономическим преступлениям, а также преступлениям в сфере хищений государственной и/или муниципальной собственности, установить причины необоснованного приостановления, прекращения или затягивания сроков следствия. В случае выявления нарушений дать юридическую оценку действиям соответствующих должностных лиц с внесением актов прокурорского реагирования и принятием мер по возобновлению уголовного преследования и направлению указанных уголовных дел в судебные органы;

2) обеспечить качественный надзор за оперативно-розыскной деятельностью, следственной работой и работой служб внутренних расследований правоохранительных органов.

В случае выявления фактов нарушений незамедлительно вносить акты прокурорского реагирования и проконтролировать проведение правоохранительными органами соответствующих служебных расследований с привлечением виновных лиц к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения;

3) до 1 сентября 2018 года создать полный электронный реестр утерянных, похищенных и уничтоженных (сгоревших) уголовных дел по всем правоохранительным и судебным органам и органам прокуратуры с ежемесячным обновлением учетных данных;

4) до 1 июня 2018 года создать единую базу данных в отношении лиц, осужденных за совершение должностных преступлений, в том числе связанных с коррупцией или хищением государственной и/или муниципальной собственности.

  1. Рекомендовать руководству Генеральной прокуратуры, Государственного комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел и Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями (И.Ы. Джолдубаевой, А.К. Сегизбаеву, У.Дж. Исраилову, З.Б. Осмонову):

1) ежеквартально проводить пресс-конференции, на которых подробно освещать информацию об оперативно-служебной деятельности вверенных министерств и ведомств, а также работу, проводимую по заявлениям и обращениям граждан, поступившим в их адрес;

2) на постоянной основе обеспечить опубликование соответствующими службами в средствах массовой информации результатов проведенных служебных и других расследований по совершенным правонарушениям, вызвавшим широкий общественный резонанс;

3) в течение года с выездом на места организовать и провести личный прием граждан в городах Бишкек и Ош и во всех областях.

Обеспечить контроль за реализацией требований законодательства о личном приеме граждан руководителями территориальных подразделений;

4) пересмотреть и утвердить новые положения, инструкции, предусматривающие повышение прозрачности, оперативности, эффективности рассмотрения и реагирования на обращения граждан и сообщения средств массовой информации, интернет-изданий, социальных сетей по проявлениям коррупции в госорганах и органах местного самоуправления.

Секретариату Совета безопасности:

1) до 1 августа 2018 года во взаимодействии с правительством изучить и представить председателю Совета безопасности исчерпывающий анализ работы с кадрами в системе Министерства внутренних дел и Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, а также предложения по ее улучшению;

2) до 1 октября 2018 года во взаимодействии с отделом судебной реформы и законности аппарата президента изучить и представить председателю Совета безопасности исчерпывающий анализ работы с кадрами в органах прокуратуры, а также предложения по ее улучшению;

3) до 1 декабря 2018 года изучить и представить председателю Совета безопасности исчерпывающий анализ работы с кадрами в органах национальной безопасности, а также предложения по ее улучшению;

4) до 1 июля 2018 года в целях совершенствования существующей антикоррупционной системы внести предложения по обновлению стратегических документов в сфере антикоррупционной политики;

5) до 20 августа 2018 года провести анализ результатов оперативно-служебной деятельности Государственного комитета национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями и Государственной службы исполнения наказаний по итогам 1 полугодия 2018 года и представить обобщенную информацию председателю Совета безопасности;

6) выносить по мере необходимости на заседания Совета безопасности вопросы о ходе реализации настоящего решения.

  1. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на секретариат Совета безопасности.
Поделитесь новостью