МВД Кыргызстана предлагает внести изменения в закон о защите свидетелей

Автор -
423

    Министерство внутренних дел Кыргызстана подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства».

    В пояснительной записке МВД отмечается, что с 1 января 2019 года вводится в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс, главой 9 которого регламентируются вопросы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.

    Так, в частности, положениями данной главы определяется необходимость применения мер безопасности в отношении всех участников уголовного судопроизводства, в том числе, судей, присяжных заседателей и т.д. Также  предусмотрены меры обеспечения безопасности в виде официального предостережения,  ограничения доступа к сведениям о защищаемом лице, обеспечении личной безопасности, применение в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, исключающие возможность применения в отношении участников уголовного судопроизводства насилия или совершения иных преступных деяний, а также запрет на приближение.

    Вместе с тем, указанными положениями предусмотрена отсылка на законодательный акт, которым будут дополнительно регламентироваться вопросы обеспечения личной безопасности защищаемых лиц.

    Таким законодательным актом, в настоящее время, является закон «О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства».

    Представленным проектом предлагается расширить круг субъектов, подлежащих государственной защите в соответствии законом, путем внесения соответствующих изменений.

    Кроме этого, указанным кодексом не предусматривается регулирование вопросов, касающихся имущественных прав защищаемых лиц при осуществлении мер безопасности в их отношении. В этой связи проектом предусмотрены соответствующие изменения в статьи 6 и 7 Закона, согласно которым предметом Закона будет являться личная защита субъектов уголовного судопроизводства.

    При этом, МВД отмечает, что в соответствии с действующей редакцией закона предусматривается, в случае необходимости, заключение договора между органом, обеспечивающим государственную защиту и защищаемым лицом, в котором можно предусмотреть возможность обеспечения гарантий защиты имущественных прав.

    Еще одним новшеством является мера обеспечения личной безопасности в виде запрета на приближение к защищаемому лицу. Указанная мера предусматривается статьей закона, согласно которой мера обеспечения личной безопасности в виде запрета на приближение к защищаемому лицу применяется органом, обеспечивающим безопасность защищаемого лица, в отношении лица:

    1) от которого потенциально может исходить угроза жизни и здоровью защищаемого лица или установлен факт такой угрозы;

    2) предпринимающего контакт с защищаемым лицом, целью которого является физическое, психическое или иное воздействие на защищаемое лицо в связи с его участием в уголовном судопроизводстве.

    Запрет на приближение к защищаемому лицу устанавливается на расстояние, исключающее физический контакт с защищаемым лицом.

    Вместе с тем, статьей 80 УПК предусмотрена мера безопасности в виде официального предостережения лицу, от которого исходит угроза насилия или других запрещенных уголовным законом деяния, о возможном привлечении его уголовной ответственности. В этой связи, проектом предлагается дополнить закон, закрепляющим указанный вид меры безопасности защищаемых лиц.

    В целях повышения эффективности и оперативности принятия решений по вопросам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства проектом предлагается дополнить статью 21 закона частью 3-1, согласно которой заявление об отмене мер безопасности от защищаемого лица, органа, осуществляющего меры государственной защиты подлежит рассмотрению органом, принявшим решение об осуществлении государственной защиты в течение 3 рабочих дней со дня поступления.

    Дополнительно, проектом предусматривается признание утратившей силу части 2 статьи 29, регламентирующей необходимость принятия Государственной программы обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, поскольку положения указанной программы, на взгляд МВД, должны быть частью программы правительства.

    Поделиться