За две недели до смерти Стивен Хокинг предсказал неизбежную гибель человечества

Автор -
1301

Об этом он рассказал в своей последней работе под странным, на первый взгляд, названием — «Плавный выход из хаотической теории инфляции».

К экономике она никакого отношения не имеет. В конце жизни учёный разгадывал другую загадку: теорию мультивселенной, которой занимался с 1983-го.

Хокинг — один из ключевых апологетов теории большого взрыва. Согласно этой концепции, наша вселенная образовалась из крошечной точки и расширяется до сих пор. Но учёный пошёл дальше: он был уверен, что таких взрывов в самом начале могло быть сколько угодно.

А это значит, что вокруг нас существует множество параллельных вселенных. И все они расширяются — поэтому теория и называется «инфляционной». Но с увеличением в размерах материя становится всё более хаотичной.

Это значит, что энергия, которая была дана нашему миру после большого взрыва, когда-нибудь закончится. Все звёзды, включая Солнце, померкнут, а наша вселенная «умрёт».

Впрочем, для человечества всё может закончиться ещё раньше. Хокинг утверждал, что нам жизненно важно выбраться в космос: спустя несколько веков на Земле не останется ресурсов.

Но покорение звёздных просторов тоже может обернуться катастрофой. Учёные до сих пор гадают: есть ли связь между разными частями мультивселенной? И если она есть, то людям лучше не сталкиваться с цивилизациями из параллельных вселенных. А вдруг они мощнее нас и вовсе не дружелюбны?

У истоков теории инфляции вселенных стояли советские физики. Этой темой плотно занимались академик РАН, главный научный сотрудник Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау Алексей Старобинский и выпускник физфака МГУ Андрей Линде, ныне профессор физики Стэнфордского университета.

Алексей Старобинский в беседе с RT рассказал, что теория мультивселенной вытекает из его работы о теории инфляции. По словам учёного, гипотеза действительно подразумевает то, что кроме нашей Вселенной существуют и другие.

«Однако другие миры находятся вне нашего светового конуса (гиперповерхность пространства-времени, ограничивающая область будущего и прошлого относительно заданного события, а также направления световых лучей, проходящих через это событие. — RT). Поэтому даже согласно Эйнштейну нельзя сказать, находятся ли они по отношению к нам в будущем, прошлом или настоящем. Нет понятия одновременности», — рассказал Старобинский.

Из теории инфляции следует, что человек может видеть только небольшую часть космического пространства, говорят физики.

Дело в том, что воображаемые границы нашей Вселенной определяются расстоянием до самых отдалённых объектов космического пространства, свет которых успел достичь нас за 13,8 млрд лет, прошедших с момента Большого взрыва. Но поскольку Вселенная продолжает расширяться, объекты, от которых исходил свет, уже удалились на несколько десятков миллиардов световых лет. Таким образом, свет от более далёких объектов ещё не успел до нас дойти.

Учёный не согласен с теми, кто отвергает гипотезу мультивселенной.

«Мы знаем о существовании чёрных дыр, но не можем наблюдать за процессами внутри них, увидеть, что скрывается за горизонтом событий, однако мы продолжаем исследовать их, чтобы узнать, что там творится. То же самое можно сказать и о теории мультивселенной», — резюмировал Старобинский.

Поделиться