Политическая неделя: гонки по вертикали

Автор -
329

Основной внешнеполитический итог минувшей недели — внешнюю легитимность Сооронбая Жээнбекова подтвердили Турция и Европейский Союз. Что касается политики внутренней, то главными здесь были отставка Генерального прокурора Индиры Джолдубаевой и неопределенность для Сапара Исакова перспектив остаться на посту премьера.

Сначала — о внешней политике. Судя по официальным сообщениям, на Анкару и Брюссель Жээнбеков произвел хорошее впечатление. Председатель Европейского Совета Дональд Туск даже написал у себя в «Твиттере»: «Хорошо, первая встреча с президентом Кыргызской Республики Жээнбековым. ЕС будет поддерживать реформы, укреплять двусторонние связи и помогать раскрытию широкого регионального сотрудничества».

Глава же Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и вовсе назвал Кыргызстан великой страной, сообщив даже, что мечтает сюда приехать. «Европа поддержит эту великую страну во всех начинаниях. Все, что касается Кыргызстана, не чуждо Европе», — добавил Юнкер. Когда тебя называют «великим» — это лестно. Но самое время насторожиться: Европа явно хочет, чтобы мы либо что-то сделали, либо чего-то не делали.

Впрочем, дальше было еще интереснее. Глава Еврокомиссии отчего-то решил, что Кыргызстан — это уже Европа. В смысле, у нас не знают, кто такой Блез Паскаль.

— Есть один французский философ, которого граждане Кыргызстана, вероятно, не знают, даже французы его забыли, — это Блез Паскаль. Он выразил в прекрасной формуле, что ему нравятся вещи, которые идут вместе. Я имею в виду, что Кыргызстан и Европа — это как вещи, реалии, мечты и амбиции, которые идут вместе.

Вот как идти вместе с тем, кто считает тебя неучем, и куда вы при этом попадёте?

Ну а если серьезно, то вся проблема — в том, что до сих пор никакая стратегия Евросоюза для Центральной Азии не имела должного наполнения. Проблем всегда было, как минимум, две: недостаток действенных инструментов и низкая заинтересованность центральноазиатских стран в сотрудничестве. Если проанализировать, как это было в прошлом, то лидеры стран региона начинали совместные проекты с ЕС только для того, чтобы получить от Брюсселя какие-то деньги.

Поэтому для тех, кто внимательно следит за ситуацией, не стало сюрпризом заявление посла КР в Бельгии Асеина Исаева, что Кыргызстан попросил Европейский союз рассмотреть проекты «Таза коом» и «Таза суу». Мало того: ЕС эти проекты заинтересовали, и Кыргызстану даже выдан мандат на проведение переговоров по расширенному сотрудничеству с Брюсселем. В дальнейшем планируется соглашение по этому поводу.

— Есть вопросы и у нашей, и у европейской сторон, — сообщил Исаев. — Это соглашение в корне изменит отношения. Президент настаивает, чтобы национальные интересы были учтены. Это в конечном итоге приведет к взаимной выгоде. В Кыргызстане и ЕС разные стандарты, экономическая ситуация. Соглашение сделает отношения взаимно интересными. Сейчас нам трудно производить взаимный обмен. После же улучшится партнерство по экономике, финансам, образованию, сельскому хозяйству.

Впрочем, в следующем году Брюссель должен принять новую стратегию ЕС для Центральной Азии, а там и посмотрим, учтет ли Евросоюз всю критику, которая доносится до него все эти годы.

Турция — дело иное. Дело даже не в том, что турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал Сооронбая Жээнбекова братом, хотя так изначально принято называть друг друга только между монархами. Куда интереснее — ЗАЧЕМ он это сделал. Можно предположить, что Эрдогану необходима внешняя поддержка против проповедника Фетхуллаха Гюлена. Впрочем, турецкий лидер упоминал о Гюлене на встрече с Жээннбековым. Видимо, ситуация и в самом деле стала такой, что Эрдогану впору хоть Жээнбекова братом называть. Хотя при «позднем» Атамбаева отношения с Турцией нельзя было назвать безоблачными.

Что тут любопытно? Судя по риторике Эрдогана, он считает США недружественным государством, за то, что американцы не выдают ему Гюлена. Как бы это ни оправдывали политологи и официальные лица, но логика такова, что официальный Бишкек тоже должен считать Штаты недружественными. В противном случае, Жээнбеков Эрдогану и не брат вовсе…

В самом же Кыргызстане потрясением для общественности стало голосование в Жогорку Кенеше за отставку Генерального прокурора Индиры Джолдубаевой. Из 110 депутатов, бывших в тот день, уход госпожи Генпрокурора одобрили 105 человек при двоих голосах против — Асель Кодурановой и Аалы Карашева. Любопытно, что тремя годами раньше парламент проголосовал за назначение Джолдубаевой практически единогласно.

Дальше — больше: предложили приостановить все открытые при Джолдубаевой уголовные дела. По этому поводу депутат Исхак Масалиев заявил:

— Я считаю, что это правильное решение. Но хотел бы высказать свое пожелание будущему прокурору. Прокуратура не должна забывать о своих контрольных функциях. Мы лишили ее многих полномочий. В первую очередь я хотел бы предложить проверить все закрытые и приостановленные дела, а также неправильно возбужденные. И надо прекращать выполнять поручения одного человека.

Этого «одного человека» Масалиев не назвал, поэтому версий тут можно выдвигать сколько угодно.

Масалиева поддержал Мыктыбек Абдылдаев:

— Есть прокуроры, которые могут вынести давление, а другие нет. Только сильные, вольные люди должны работать там. Следующий прокурор должен выполнять свои функции, а если не сможет, то должен сам уйти с должности.

По мнению некоторых экспертов, ситуация с голосованием по генпрокурору сильно похожа на договорный футбольный матч или боксерский поединок. Что-то вроде: «Надо, чтобы ты «лег» в четвертом раунде». Однако есть и другие мнения.

— Индира Джолдубаева отработала настолько, насколько это было возможно, — отметила в СМИ политолог Чинара Эсенгул. — Много было возращено определенных средств в бюджет, за счет того, что раскрывались некоторые нехорошие факты. Я полагаю, что следующий претендент продолжит борьбу и с коррупцией, и с административными нарушениями, которые входят в юрисдикцию Генеральной прокуратуры. Единственное, жалко, что парламент не совсем в цивилизованной и правовой форме отправил ее в отставку. Это нехорошая практика, поскольку следующий кандидат, возможно, будет придерживаться мнения, на подобие: «неважно как работать, если политические силы посчитают, что ты больше не нужен, то так оно и будет.

Под занавес недели в «подвешенном» состоянии оказался премьер-министр Сапар Исаков. Фракции СДПК и «Кыргызстан» в парламенте одобрили отчет правительства за 2017 год. «Онуугу-Прогресс» отказалась рассматривать отчет правительства без участия премьера, а «Республика – Ата-Журт» и вовсе отменила заседание, потому что Исаков на него не пришел.

Теперь осталось ждать следующей недели. Но думается, скучать народу не придется.

Асан Эралиев

Поделиться