«Неуд» правительству Жээнбекова-Исакова. Или нужен ли роспуск парламента?

Жогорку Кенеш можно назвать центром политических решений, консенсусов и конечно же интриг и подковерных игр. Характерное для весны повышение оппозиционного эмоционального фона не сулит для кыргызстанцев ничего полезного и эффективного. Парламент, не изменяя своим привычкам или уже традициям, приступает к любимым политическим интригам – развалу коалиции и отставке правительства. Шкурные интересы, лоббирование личных интересов возобладает вверх, и это нужно признать. А «мальчиком для битья» конечно же, становится глава правительства.

Накануне оппозиционное меньшинство парламента рассмотрело отчет правительства за 2017 год и признало его неудовлетворительным. Задавалось много вопросов, высказывалось много конструктивной и не конструктивной критики, в особенностей это касалось вопросов реализации инфраструктурных проектов, предупреждения борьбы с коррупцией, и других вопросов, на исполнение которых нужно определенно больше времени, нежели 6 месяцев.

«Неуд» правительству Жээнбекова-Исакова

По сути, оппозиционное меньшинство признало неудовлетворительной работу Сооронбая Жээнбекова, нынешнего президента Кыргызстана. Он был премьер-министром до 21 августа 2017 года, а уже спустя пару дней к работе приступил Сапар Исаков.

В своем заключении депутаты отметили, что не был исполнен республиканский бюджет на сумму 3 млрд 335 млн сомов; неэффективная подготовка к отопительному сезону; отсутствие государственного контроля во время проведения модернизации Бишкекской ТЭЦ; не введение в действие пилотного проекта «Безопасный город» в двух городах в срок; составление невыгодного для Кыргызстана соглашения по «Кумтору».

Политолог Игорь Шестаков отметил, что правительство Сапара Исакова отработало всего полгода.

«По сути дела, он отвечает за работу других правительств, которые также менялись каждый год. Полгода – смешно говорить о том, что он не справился. Тогда, если не было доверия, почему его утверждали тогда. Это просто очередной неуд парламенту, который состоит из политических базаркомов, торгующихся с выгодой для себя по какому-либо вопросу, а экономика страны их абсолютно не интересует», – заявил эксперт.

К слову, в ходе заседания на одну из неконструктивных критик премьеру пришлось напомнить, что он на посту всего полгода, а не несколько лет, и не может никак отвечать за действия своих предшественников. К примеру, модернизация ТЭЦ. Соглашение ратифицировано Жогорку Кенешем в 2013 году.

Модернизация началась при главе кабмина Жанторо Сатыбалдиеве, при нем подписаны все основные соглашения, дальнейшая реализация продолжилась при Джоомарте Оторбаеве, Темире Сариеве, а завершилась при Сооронбае Жээнбекове. Именно на его период деятельности пришелся заключительный этап реконструкции теплоэнергоцентрали, ведь он ушел с должности 21 августа 2017 года, а уже спустя 9 дней, 30 августа 2017 года, тогдашний президент Алмазбек Атамбаев принял участие в официальном открытии реконструированной ТЭЦ. Однако в отсутствие государственного контроля во время проведения модернизации ТЭЦ оппозиция ЖК обвинила Исакова.

А проект «Безопасный город» пытались реализовать, начиная с правительства Омурбека Бабанова, и только сейчас пошли первые действия.

Соглашение по Кумтору на протяжении последних 6 лет вообще оставалось болезненным вопросом и политической дилеммой. Отсутствие решения по соглашению с канадскими инвесторами выступало одним из оснований отставки некоторых премьер-министров. Однако при Исакове подписан документ. Отметим, что его подписали в сентябре 2017 года, однако парламентарии из оппозиционных фракций только сейчас начали поднимать целесообразность его подписания. Где они были все эти месяцы? Почему тогда не высказали свои претензии и критику? Опять же налицо нелогичное поведение парламентариев. Видимо сработал принцип «а в чем бы еще его обвинить!». А Кумтор, как известно, это самая любимая «мозоль», вспоминая о которой можно всегда стопроцентно зарабатывать политические очки, занимаясь популизмом.

К слову, согласно договоренности, Centerra Gold Inc. взяла на себя обязательства, направленные на расширение финансирования природоохранных мероприятий, прежде всего в акватории Иссык-Куля. В создаваемый фонд развития природы будут единовременно внесены $50 млн. При этом ежегодный экологический платеж увеличится с $310 тысяч до $3 млн. По новому соглашению с «Центеррой» вокруг озера Иссык-Куль будут установлены очистные сооружения на сумму $50 млн. Решится одна из ключевых проблем сохранения озера и развития туризма. Существенно увеличится финансирование мероприятий по охране окружающей среды и на самом руднике. Также расширяются рамки социального партнерства. Отметим, что по соглашению с Центеррой Национальный онкологический центр оборудует двумя линейными ускорителями и другим необходимым оборудованием на $10 млн, чтобы переломить ситуацию с лечением онкобольных. Разве это плохо?

Политолог Шерадил Бактыгулов считает, что депутаты от фракции «Ата-Мекен», делая подобные заявления о Кумторе, зарабатывают себе политические очки.

Парламент не отражает интересы народа

Нынешний парламент не отражает интересы народа Кыргызстана, считает политолог Марс Сариев, комментируя разговоры о выходе фракции «Бир Бол» из парламентской коалиции большинства и отставке кабинета министров во главе с Сапаром Исаковым.

По его словам, действительно народным парламентом в Кыргызстане был только легендарный парламент, работавший в начале 90-х годов.

«Но потом его Акаев успешно разогнал в связи со всеми этими золоторудными делами. С тех пор парламент у нас все хуже и хуже. И апофеоз их – действующий созыв Жогорку Кенеша. Абсолютно беспринципная позиция парламента, хотя бы по отставке Джолдубаевой. Хотя треть парламента утверждали ее. Поэтому я думаю, что этот парламент не отражает интересы народа… Кроме легендарного парламента он был все время неэффективным, управляемым, лоббирующим не народные, а свои интересы», – пояснил он.

Сариев подчеркнул, что вероятная отставка правительства – политические игры политического класса.

«Этот парламент более выгоден действующему президенту, чем экс-президенту», – отметил он.

Отставка правительства происходит исключительно по мотивам собственной выгоды депутатов и по политическим торгам, но не из-за того, что правительство сработало хорошо или плохо, заявил политолог Игорь Шестаков.

По мнению эксперта, «большинство наших народных избранников действуют, не исходя из целей и задач своих политических фракций, а занимаются элементарными политическими торгами».

«По какому вопросу фракции сторгуются с выгодой для себя, такое решение и будет принято. Не надо искать в отставках правительства то, что депутаты действительно собираются отправить Сапара Исакова в отставку только потому, что он якобы не справился с задачами правительства. Здесь, скорее всего, идет политический торг, при котором депутатам выгодно, чтобы правительство Сапара Исакова ушло в отставку. Вот собственно и все. Больше никаких мотивов здесь искать не надо», – заявил он.

Эксперт к тому же добавил, что ежегодная смена кабинета министров негативно сказывается на экономике страны и инвестиционном климате, ведь никто не пойдет в страну, где каждый год-полгода меняется премьер-министр. Это уже повод для анекдотов.

А где ответственность парламента?

Политолог Игорь Шестаков еще в 2012 году написал статью, в котором назвал парламент закрытым акционерным обществом «Жогорку Кенеш», «когда предвыборные объединения сначала вкладывают деньги для того, чтобы попасть в парламент, а потом в течение 5 лет пытаются вернуть эти деньги с прибылью».

«Парламент образца 2015 года не стал исключением. Вопрос только заключается в другом. Депутаты научились хорошо спрашивать с правительства, при этом мы не видим отчета о выполнении их обещаний перед электоратом. Мы помним, что в 2015 году, когда были последние парламентские выборы, раздавалось масса громких обещаний типа создать десятки тысяч рабочих мест, повысить зарплату, раздавать по 50 тысяч сомов семьям новорожденных, улучшить ситуацию в сельском хозяйстве. После того, как наши депутаты получили мандаты, о ни об этом благополучно забыли. К сожалению, нет никакой ответственности парламента перед электоратом», – сказал он.

Между тем, вместе с ростом числа недовольных работой парламента, высказываются и предположения о его возможном роспуске. Политолог Марс Сариев считает, что политическая элита заинтересована в роспуске парламента и переформатирования и создания нового формата парламента.

Ну а пока, самой комфортной в Кыргызстане работой на сегодняшний день можно назвать депутатство. Народные избранники хорошо устроились, получают высокую зарплату, имеют власть и полномочия, начальников нет, следовательно? никто с них ничего не требует, никто не контролирует, не заставляет работать в поте лица, да к тому же и в случае нарушения закона они защищены неприкосновенностью. Можно говорить все, что угодно и ни за что не отвечать. Отсюда и безалаберность, беспринципность и абсолютная безоветственность. А для чего кыргызстанцы их избирали? Почему сами парламентарии принимая за народ законы, утверждая правительство, программные документы, ни за что не отвечают? Чем они могут похвастаться? В чем измеряется эффективность их работы? Она измеряется в повышении качества жизни обычных кыргызстанцев, в решении важных для страны проблем. Говоря с высокой трибуны парламента о том, как все плохо в стране, депутатам Жогорку Кенеша нужно понять, что это и есть оценка их работы и то, что КПД деятельности парламента равно нулю.

Остается надеяться, что к 2020 году кыргызстанцы получат действительно работающий парламент, отражающий интересы граждан и страны, а не личных интересов уважаемых депутатов.

Независимый журналист Чолпон Исмаилова.

Мнение автора не отражает позицию редакции KNews

Поделиться