В Кыргызстане еще не установлен пороговый балл ОРТ

В Кыргызстане еще не установлен пороговый балл ОРТ. Об этом KNews сообщили в Министерстве образования.

В 2017 году к конкурсу допускались абитуриенты, которые получили по основному тесту ОРТ баллы равные или выше 110 баллов, по предметным тестам – 60 баллов.

«По прошлогодним данным, сертификат с отличием получили 55 абитуриентов, набравшие от 236 до 219 баллов. Наивысший балл получил выпускник авторской физико-математической школы-лицея № 61 им. Е. Б. Якира», — сообщили в ведомстве.

На вопрос об ухудшении/улучшении грамотности населения в министерстве ответили, что сказать об этом можно будет после проведение очередной переписи населения, поскольку грамотность населения измеряется один раз в 10 лет.

Однако, если посмотреть на официальные данные Национального статистического комитета, то грамотность населения растет:

Годы 1990 1999 2009
Численность населения в возрасте 15 лет и старше 2 661 901 3 млн 90 тыс. 680 3 млн 738 тыс. 224
Высшее 251 тыс. 246 324 тыс. 414 463 тыс. 318
Незаконченное высшее 43 тыс. 245 47 тыс. 706 133 тыс. 204
Среднее специальное 418 тыс. 716 333 тыс. 181 263 тыс. 930
Среднее общее 1 млн 40 тыс. 494 1 млн 545 тыс. 626 2 млн 166 тыс. 912
Основное общее 489 тыс. 786 566 тыс. 351 443 тыс. 138
Начальное общее 240 тыс. 922 193 тыс. 767 203 тыс. 762
Не имеющие начального общего 97 тыс. 75 39 тыс. 506 63 тыс. 960
Неграмотные 80 тыс. 417 40 тыс. 129 28 тыс. 357

 

«Если же говорить о качестве обучения и о функциональной грамотности (компетентностях) тех, кто сейчас обучается в учебных заведениях, то мы также видим постепенный рост результатов. Эту картину показывают два независимых исследования – Национальная оценка образовательных достижений учащихся (НООДУ), проведенная в 2017 году, и результаты Общереспубликанского тестирования (ОРТ)», — сообщили в министерстве.

Так, НООДУ в 2017 года показало для 8 класса, что есть две важные тенденции:

Первое: увеличилось количество детей, перешагнувших базовый уровень освоения предмета. Так, по чтению и пониманию – рост произошел на 15.3% по математике – на 12% и по естественным наукам – на 11%.

Второе – начался рост количества детей, находящихся на высоких уровнях освоения предметов – в математике и чтении и понимании — на 5.6%, а в естественных науках – на 3%.

Такие же тенденции — демонстрирует и ОРТ через постепенный рост среднего балла участвующих в ОРТ и зачисленных на грантовое обучение:

К-во участвовавших в тестировании Средний балл ОРТ — участники Средний балл ОРТ — зачисленные
2014 53 тыс. 200 104,9 134,8
2015 53 тыс. 48 114,6 149,5
2016 52 тыс. 39 115,4 150,0
2017 48 тыс. 449 117,8 148,4

 

«Хотя, конечно, есть еще много работы, чтобы каждый ученик и студент могли получить образование, отвечающее потребностям 21 века», — прокомментировали в ведомстве.

Какие профессии наиболее востребованы в этом году?

В соответствии со сводным прогнозом потребности в трудовых ресурсах на 2018-2022 годы, составленным Министерством труда и социального развития Кыргызской Республики, в целом в период в период 2021-2022 годы потребуется более 36 тыс. специалистов.

«Если же говорить о рейтинге наиболее востребованных специальностей, то он составляется ежегодно по результатам ОРТ – когда делается анализ выбора абитуриентами тех или иных специальностей», — сообщили в Министерстве образования.

Также по их данным, в 2014 году в рейтинге специальностей грантового обучения в двадцатке лучших – от 143 баллов до 187 баллов – 65% технические и инженерные направления (электроэнергетика и электротехника, строительство, информатика и вычислительная техника, телематика, технологические направления и т.д.).

Из других направлений подготовки – на первом месте «Экономика», медицинские специальности (лечебное дело, педиатрия), государственное и муниципальное управление, лингвистика, журналистика.

На контрактное обучение наиболее высокие показатели среднего балла по специальностям в области здравоохранения, гуманитарным и экономическим направлениям подготовки – от 126 до 138 балла. Наименьший показатель среднего балла у абитуриентов, зачисленных на сельскохозяйственные, педагогические специальности и специальности в сфере транспорта.

В 2017 году среди первых 10 специальностей, выбранных студентами, поступившими на грантовое обучение также преобладают технические и медицинские специальности:

  • Программная инженерия (среднее значение ОРТ – 192,9 баллов),
  • Туризм (182,9 баллов),
  • Лечебное дело (181,1 баллов),
  • Педиатрия (176,2 баллов),
  • Инфокоммуникационные технологии и системы связи (173,2 баллов),
  • Биотехнические системы и технологии (168,7 баллов),
  • Прикладная математика и информатика (166,7 баллов),
  • Медико — профилактическое дело (166,3 баллов),
  • Электроэнергетика и электротехника (165,6 баллов),
  • Информационная безопасность (165,6 баллов)

На контрактном обучении иная востребованность специальностей:

  • Проектирование программного обеспечения (191,1 баллов),
  • Лингвистическое обеспечение межгосударственных отношений (170,5 баллов),
  • Международное право и бизнес (163,3 баллов),
  • Стоматология (159,7 баллов),
  • Реклама и связи с общественностью (158,4 баллов),
  • Компьютерная инженерия (158,3 баллов),
  • Экономика и управление (155,4 баллов),
  • Лечебное дело (155,1 баллов)
  • Фармация (154 баллов),
  • Управление бизнесом (153,1 баллов)

«Симптоматично, что с первых мест ушли экономика и юриспруденция, поскольку здесь рынок труда уже заполнен. Выбор, который делают нынешние абитуриенты, отражает, в основном, те потребности страны, о которых говорится в основных стратегических документах Кыргызстана – программе «Таза коом», проекте стратегии устойчивого развития до 2040 года и программе правительства «Жаны доорго кырк кадам».

Появились ли новые специальности в вузах страны? Какие специальности сократили?

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики вузы имеют право осуществлять прием абитуриентов при наличии лицензии на образовательную деятельность.

Перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением выпускнику академических степеней «бакалавр», «магистр» и специальностей высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением выпускнику квалификации «специалист» утверждены постановлением правительства Кыргызской Республики.

Указанные перечни включают 145 направлений подготовки бакалавров и магистров и 52 специальности. Из общего количества направлений подготовки и специальностей 15 направлений подготовки бакалавров и магистров имеются в перечнях, но в настоящее время не реализуются ни в одном вузе республики.

В связи с этим ежегодно кардинально перечень реализуемых направлений подготовки не изменяется. Из новых направлений подготовки можно назвать «Интернет-технологии и управление» в КГТУ им. И. Раззакова, «Лабораторная диагностика» в КНУ им. Ж. Баласагына.

«Отмечаем, что для реагирования на потребности рынка труда вузам совсем необязательно открывать новые специальности. В рамках действующих укрупненных направлений подготовки учебные заведения имеют право самостоятельно определять специализации, профили, так как 50% содержания учебных планов относится к вузовскому компоненту», — сообщили в ведомстве.

Каков минимальный и максимальный размер контракта в вузах?

В соответствии с положением о формировании и применении тарифов на платные образовательные услуги в Кыргызской Республике, прейскурант тарифов на платные образовательные услуги, оказываемые образовательной организацией, а также ее структурными подразделениями, утверждается руководителем образовательной организации.

В настоящее время вузами проводится работа по утверждению размера стоимости обучения на следующий учебный год. На сегодня стоимость обучения в государственных вузах составляет примерно от 25 тыс. до 60 тыс. сомов.
Поделиться