Итоги недели: у семи нянек дитя без глаза

Автор -
1369

В эти дни в Санкт-Петербурге проходит международный экономический форум — ПМЭФ-2018 — 22-й по счету. На сей раз он собрал рекордное число участников — 15 тысяч человек из более 70 стран мира.

Все события форума проходят в рамках четырех основных тематических блоков: «Глобальная экономика в эпоху изменений», «Россия: используя потенциал роста», «Человеческий капитал в цифровой экономике» и «Технологии для лидерства». Главной темой ПМЭФ-2018 является девиз: «Создавая экономику доверия».

Устроители надеются, что в дискуссиях и в обмене мнениями будет проявляться то самое доверие, в котором сейчас так остро нуждается мировая экономика.

Особое внимание на форуме уделяется не только вопросам развития традиционных секторов экономики, но и развитию цифровой экономики. Вопросы ее регулирования, будущее рынков труда, защита информации, цифровые технологии в АПК — вот на чем сосредоточена работа форума.

К сожалению, наши средства массовой информации про этот форум не упомянули ни строчкой. Может, потому, что нашей делегации там нет? По крайней мере, каких-либо сообщений об участии делегации из Кыргызстана в этом форуме в открытом доступе нет.

И это — очень плохо: ведь на таких площадках куется будущее экономического развития. Тут можно и себя показать и для себя найти много полезного. Хотелось бы регулярного присутствия наших представителей на столь масштабных мероприятиях. Тем более, что курс на развитие цифровых технологий заявлен у нас в Кыргызстане уже давно. И денежных средств на это потрачено достаточно много.

Но что по факту? Все те же «местечковые» разборки. Вот, к примеру, уволили глав Таможенной и Налоговой служб — Кубанычбека Кулматова и Октября Абдыкаимова. Причины таких увольнений простому обывателю непонятны, а объяснять их никто не стал. Объективно говоря, за время работы Кулматова и Абдыкаимова в этих службах, они — службы — показывали очень неплохой результат, плюс налицо была та самая борьба с коррупцией. Причем, не на словах, а на деле.

Может быть, кто-то слышит об этом впервые, но налоговые и таможенные сборы для нашей экономики имеют очень большое значение. Поэтому четкая и налаженная работа в ГНС и ГТС — это не только поступления в бюджет государства, но и, в какой-то мере, спокойствие предпринимателей. Которым нужны гарантии, что у них не будут вымогать «барашка в бумажке» за каждую подпись, а помогут в оформлении или начислении тех же налогов или таможенных сборов.

Из всего Жогорку Кенеша публично выступил против такого полоджения дел только депутат Жогорку Кенеша от СДПК Рыскелди Момбеков. К нему можно относиться по-разному. Однако здесь он сказал верно:

— Почему сняли Кубанычбека Кулматова и Октября Абдыкаимова? Объем поступлений налогов за 4 месяца большой, таможенные поступления – 3 млрд. сомов, а почему тогда сняли? Онолбекова привели, чтобы исправить таможню или чтобы разграбить? Я не понимаю. Какая бы команда ни пришла во власть, приходит «кошелек» в таможню. Все «кошельки» в таможне сидят. Прекратите это.

Но этим Момбеков не ограничился:

— Заместителя Кулматова Жениша Исакова за что сняли? За то, что открыл лицо коррупции? За то, что перевыполнял план сбора таможенных платежей на 1 млрд. сомов в месяц? Вы снимаете с должности людей, которым надо давать ордена. Правительство Сапара Джумакадыровича (Исакова — авт.) за 4 месяца какой доход принесло, а вы за 2 месяца сколько принесли.

В итоге Момбеков пообещал осенью спросить у правительства Абылгазиева за все, что оно сделает или не сделает.

И в самом деле: можно испытывать к чиновнику личную неприязнь, но это не повод отвергать всё, что он делает. Да и вообще по всем канонам — хоть светским, хоть религиозным, человек должен быть судим только по его делам. А не по каким-то другим критериям, типа: «Ну не нравишься ты мне, мужик, ну не нравишься». Вряд ли это добавляет стране и народу спокойствия…

Вспомнили на этой неделе апрельские события этого года в Казармане Тогуз-Тороуского района, когда подожгли золотоизвлекательную фабрику. Расследование еще идет, а собственник фабрики — ОсОО «Джи Эл Макмал Девелопинг» — уже подсчитал ущерб. И заявил, что предварительно сумма ущерба составила $2,3 млн. На что первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов отметил, что необходимо дождаться результатов расследования инцидента и выявить организаторов беспорядков.

— Важно, — заявил Боронов, — чтобы местные власти и правоохранительные органы работали превентивно, предпринимая меры для предотвращения конфликтов между горнодобывающими компаниями и местными жителями. Эффективное сотрудничество с иностранными инвесторами имеет для нас принципиальное значение. Вопрос по расследованию ситуации, случившейся 11 апреля, находится под моим личным контролем. Подчеркну, что все действия по данному вопросу должны проходить исключительно в правовых рамках.

В общем, наблюдается этакое «разделение труда»: одни поджигают, а другие потом ломают голову, как «разрулить ситуацию». Важно и инвестора не потерять и у населения доверия не утратить и новых поджогов не провоцировать.

Вообще работа с инвесторами у нас доходит до анекдотических случаев. Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования и Экогосинспекция выставил полмиллиона американских долларов золотодобывающей компании «Альянс Алтын».

Депутат ЖК Кожобек Рыспаев спросил главу ГКПЭН Уланбека Рыскулова, за что компанию решили оштрафовать.

Ответ Рыскулова неподготовленного человека сразил бы наповал:

— В прессе (!) появилась информация, что они («Альянс Алтын» — авт.) ничего до сих пор не сделали, поэтому мы предложили их оштрафовать.

Как это комментировать цензурно? В нашей прессе, знаете ли, разное пишут. По логике господина Рыскулова, если в СМИ напишут о том, что глава ГКПЭН берет взятки — вне зависимости от того, правда это или нет, к нему в кабинет должны постучаться крепкие неулыбчивые ребята из Антикоррупционной службы ГКНБ, и арестовать его? То есть, Госкомитет Рыскулова работает не с фактами, а с мнениями? Это называется у нас государственной деятельностью?

Ну а поскольку претензии от государства (хоть и такие) прозвучали, директору «Альянс Алтына» Михаилу Шубину пришлось оправдываться. Говорить о том, что ввести объекты в эксплуатацию по соглашению должны 1 марта 2019 года. Что компания намерена уложиться в оговоренные сроки. Что заключены договоры с подрядчиками и работы ведутся. Что задержка произошла из-за волокиты с документами. Да и погодные условия порой подводили. Месторождение Джеруй расположено на высоте более 3 тыс. метров над уровнем моря, и местами здесь еще лежит снег.

Строительство объектов инфраструктуры там уже начато: дороги, склада сильнодействующих и ядовитых веществ, вахтового поселка перерабатывающего комплекса, подстанции для линии электропередачи, топливозаправочного комплекса и склада ГСМ. Отремонтированы корпусы, построенные еще в советское время. То есть, никто не сидит, сложа руки, а действует. Потому что им надо не только запустить производство, но еще и кредиты, взятые на развитие бизнеса, отдавать. В отличие от Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования и Экогосинспекции, которые, похоже, только прессу почитывают. С такой деятельностью этих ключевых ведомств, которые связаны с самыми крупнейшими инвесторами, мы, пожалуй разовьем нашу горнодобывающую отрасль.

В заключении хотелось бы сказать только одно: нам надо наконец принять тот факт, что мы — государство. Не отдельный район, область, республика в составе какого-то союзного объединения, а именно государство. Здесь мы сами хозяева, а всякий хороший хозяин должен рачительно собирать и развивать свое хозяйство. Более 25 лет независимости прошло, а мы все то смотрим на кого-то, то руку протягиваем за помощью, то правительство меняем в угоду тем или иным людям.

Придумывать условия, мешающие профессионалам прийти на рабочие места, но позволяющие устроиться откровенным бездельникам, много ума не надо. Как показало время, это мы умеем хорошо. Вот с созидательной работой как-то не складывается. Пора вообще задуматься: а туда ли мы идем?

Ирина Соколова

Поделиться