Известный политолог, координатор региональных программ Института востоковедения РАН Александр Князев уже месяц не может вернуться в Кыргызстан. 29 апреля в силу вступил запрет на его въезд на территорию республики. Причины, по которым Князев стал персоной нон грата не поясняются спецслужбами Кыргызстана по сей день. Сегодня опальный политолог, специализирующийся на анализе событий, происходящих в Центральной Азии в эксклюзивном интервью К-News поделился своим взглядом на происходящее.
Александр Алексеевич, изменилась ли сегодня ситуация с вашим запретом на въезд в Кыргызстан?
Ничего не изменилось. Как мне говорят в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, кыргызская сторона до сих пор не может ответить на вопрос о причинах запрета. Думаю, в Бишкеке этих причин еще не придумали. Думают. Идет туговато. Основная их версия – шпионаж. У меня есть документы, что в апреле этого года, еще до запрета, рассматривалась версия моего шпионажа в пользу Казахстана. Сейчас пытаются найти «иранский след». Наверное, главным свидетельством моего шпионажа в пользу Исламской Республики станет проведение в феврале фотовыставки «Цвета и Цветы Ирана» в Бишкеке, в Государственном историческом музее…
Сами вы пытались выйти на официальные органы Кыргызстана, чтобы выяснить причины запрета?
Что ж мне на них время тратить. Да и уровень этих людей оставляет желать лучшего. Имеющийся у меня документ о шпионаже в пользу Казахстана подписан статс-секретарем МИД Кыргызстана Асейином Исаевым. Вопрос о шпионаже в пользу Ирана обсуждается на уровне заместителя председателя ГКНБ… Деградация налицо. Кыргызские власти должны сообщить мне причины запрета на въезд, или сообщить их официальным представителям страны, гражданином которой я являюсь — России. Если они ничего не могут сказать российскому МИД, что ж мне на них время тратить.
Вы уже месяц находитесь вне дома. Как складывается ваша жизнь в Казахстане? Как реагирует семья, от которой вы сейчас отрезаны?
Сложности есть, но нет худа без добра, работаю здесь достаточно активно, буквально вчера был опубликован организованный мною вместе с Восточным бюро российского ИА Regnum ситуационный анализ — о региональной роли Узбекистана и создании геополитической оси Москва – Астана — Ташкент, в силу ненадежности для России и Казахстана таких союзников, как Бишкек и Душанбе. Работаю. Семья, друзья, коллеги поддерживают и, конечно, не только в Киргизии. Все же понимают, что вряд ли это надолго. Как в известной восточной пословице — или ишак умрет, или падишах сдохнет…
Но если вы «шпион», то почему же тогда Вас просто не пустили в страну, вместо того, чтобы арестовать?
Логичнее было бы 29 апреля меня не выпускать, а задержать и предъявлять обвинение. Но поскольку обвинительной аргументации нет, как нет никакой правовой логики во всем происходящем, то делают так, как умеют… О «шпионаже» я здесь изложил кому следует. Над самим текстом документа люди от души повеселились, а дальше уже не мое дело. Жить мне никто здесь не мешает, есть связь с посольством в Бишкеке, генеральным консульством в Алма-Ате, министерством в Москве… Пусть дипломаты делают свою работу, им за это зарплату платят.
Вы еще не передумали возвращаться в Кыргызстан?
Я не тороплюсь, работать я могу хоть в Африке. Добиваться своих прав буду до конца, а дальше посмотрю. Но в любом случае заеду, не в Бишкек, так в Ош, например. Только пусть сначала судьба ишака и падишаха разрешится.