В середине апреля текущего года Узбекистан прекратил подачу газа на юг Кыргызстана. Официальная причина прекращения поставок не озвучена, но, по словам кыргызских чиновников, все дело в смене собственника ОАО «Кыргызгаз». Газораспределительную компанию приобрел российский «Газпром». Без газа и по сей день живут абоненты Оша, Кызыл-Кии, Кадамжая, Айдаркена, Баткена.
Сырье как рычаг политического давления на государство
По мнению экспертов, простых обывателей, да, проще говоря, жителей всего Кыргызстана, вопрос обеспечения узбекским газом всегда являлся политическим, и диктант здесь писал Кыргызстан. Тема диктанта: топливно-энергетический комплекс как рычаг политического давления на государство.
Исчезнет ли зависимость Кыргызстана от Узбекистана после прихода россиян? В газовом вопросе возможно и исчезнет. Оговоримся, что газ ОАО «Газпром» в Кыргызстан будет идти по магистралям узбекского газопровода от месторождений Шахпахты и Джел (Каракалпакастан).
Находясь в Шанхае, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев в проблеме газообеспечения упомянул экономический термин «ненадежный поставщик».
«Я держу под контролем вопрос поставки газа на юг страны: с первого дня разговаривал с руководством «Газпрома» по этому вопросу. Я думаю, что нам надо немножко потерпеть, и газ на юге будет. Нет худа без добра. Мы еще раз видим, что правильно делаем, уходя от ненадежного поставщика. Больше того, если бы эта ситуация случилась пару лет назад, когда у нас не было альтернативных поставок газа, то сегодня не только город Ош, но и весь Кыргызстан сидел бы без газа. Это надо открыто понимать. Поэтому лучше иногда потерпеть несколько месяцев, чтобы в будущем страна выиграла. Это принципиальный вопрос», — цитирует президента информационное агентство «Кабар».
Стал ли неожиданностью для правительства Кыргызстана внезапный ход «ненадежного поставщика»? Вот как комментирует ситуацию эксперт Эрнест Карыбеков.
«На поставку газа был подписан контракт между сторонами. В контракте четко был оговорен соответствующий пункт, в соответствии с которым в случае смены собственника действие контракта будет приостановлено. Вы думаете, что этот пункт был забыт или он был писан невидимыми чернилами? Это просто безответственность кыргызских чиновников. О нем прекрасно знали, но все были в некоторой эйфории от прихода мирового поставщика газа. Мы всю жизнь с ними (с узбекской компанией – прим. ред.) на контрактах сидели, и надо уважать партнеров. Можно было ранее встретиться, привести аргументы, доказывать свою правоту», — заметил в беседе с K—News эксперт Эрнест Карыбеков.
Противопоставлять слова президента словам эксперта, по меньшей мере, неуместно. Поэтому послушаем, что сказал премьер-министр страны, который привык говорить на протокольных встречах с «партнерами по Западу» о привлечениях инвестиций и выгодах вступления в Таможенный союз.
«Мы пытаемся связаться с Узбекистаном на разных уровнях по поставкам газа, но узбекская сторона молчит. Они вообще ничего не говорят», — сказал глава правительства Джоомарт Оторбаев.
То есть одна сторона называет Узбекистан «неблагонадежным поставщиком», а другая пытается связаться с ним по телефону, телеграфу, почтой. Высокопоставленные чиновники Кыргызстана во всеуслышание заявляют, что Узбекистан игнорирует переговорные процессы по делимитации и демаркации государственной границы, вопросы по определению технических характеристик Камбар-Атинской ГЭС-1, грозит выйти из Объединенной энергосистемы ЦА, а теперь уже игнорирует вопросы поставки газа. Совладает ли Кыргызстан со столь категоричной позицией соседнего государства, по линии какого фронта Бишкек намерен строить железобетонные фортификационные сооружения?
«Кыргызстан намерен строить КаГЭС-1. Это водные вопросы, и Узбекистан выступает резко против этого. Я давно предлагал провести экспертизу водопользования реки Нарын и других притоков Сырдарьи и Амударьи вплоть до Аральского моря на территории всех стран региона, чтобы снять наболевшие вопросы. В свое время, да и сейчас Узбекистан оборудует на своей территории многочисленные озера и водохранилища, накапливает воду для нужд ирригации. Такой экспертизы никто не провел, вопросы не сняты, и Узбекистан продолжит использование газового рычага, пока Кыргызстан ставит вопрос о приобретении вместе с водой выработанной электроэнергии», — заметил Карыбеков.
А что если?
В качестве ассиметричного ответа депутаты Жогорку Кенеша, ряд экспертов предложили лишить узбекских хлопкоробов воды. Узбекистан как оппонент в этом вопросе никак официально не отреагировал, и вряд ли отреагирует вообще. Может ли Кыргызстан использовать воду как сырье для давления на Узбекистан? Вот что говорят архивные данные и действующие соглашения.
Попуски воды как с Токтогульского, так и с других водных артерий, которые берут начало от ледников и горных ущелий Кыргызстана, регулируются рядом межгосударственных документов. Река Нарын является бассейном реки Сырдарьи, которая в свою очередь является бассейном Аральского моря. Процент вододеления определен еще в 1982 году постановлением № 11 Государственной экспертной комиссии Госплана СССР «Об экспертизе уточненной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейне р. Сырдарьи» (далее по тексту – комплексная схема).
После развала СССР, в 1992 году было принято Соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников. Этим соглашением стороны приняли решение создать Межгосударственную координационную водохозяйственную комиссию (МКВК).
Далее президенты всех стран Центральной Азии, подписав в 1994 году Нукусскую декларацию, приняли решение придерживаться и признавать ранее подписанные и действующие соглашения, договоры и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения по водным ресурсам в бассейне Арала, то есть комплексную схему 1982 года.
Именно через МКВК в настоящее время определяется объем воды, который, проще говоря, утекает в Узбекистан и Казахстан. К примеру, ежегодно Кыргызстан отдает воду с Большого Наманганского канала, Левобережного Нарынского канала и многих других. Узбекистан также подает воду в Кыргызстан с Большого Ферганского канала, Южного Ферганского канала, с Пахтаабадского канала и других. Так, в Казахстан в 2013 году было отпущено 650 млн куб. воды из Чумышского гидроузла, Восточного и Западного Чуйских больших каналов, с Кировского водохранилища.
«То есть просто взять и физически перекрыть воду узбекам, как по каналам, так и по Токтогульскому водохранилищу, мы не можем. Есть обязательства, которых мы должны придерживаться. Кроме этого, в ремонте находится ТЭЦ Бишкека, и вся выработка идет на гидроэлектростанциях. Мы даже в условиях дефицита воды вынуждены вырабатывать электроэнергию, тем самым спуская ее вниз по стоку для орошения полей Узбекистана и Казахстана. Ну а попуски воды с главного резервуара воды контролируют энергетики», — отметил в беседе с K—News эксперт Эрнест Карыбеков.
Мы вам воду, вы нам газ и уголь
Восток – дело тонкое! Принцип взаимовыгодного сотрудничества никто не отменял. В соответствии с теми же достигнутыми договоренности 1992 года определены основные принципы осуществления взаимопоставок водных и топливно-энергетических ресурсов между странами бассейна. То есть мы вам воду, вы нам газ и уголь.
При этом выполнение обязательств по взаимопоставкам оставляет желать лучшего. Хотя ежегодно предусматриваются одни и те же объемы взаимопоставок, выполнение их сильно зависит от водности года, и вероятно, и от субъективных факторов. В 1998 году из-за многоводности Казахстан поставил всего 150,4 тыс. тонн угля вместо 566,7 тыс. тонн и принял 150 млн. кВт час электроэнергии вместо 250 млн кВт час по обязательству. Узбекистан принял в этот год также всего 74,9 млн кВт час вместо 200 млн. В 1999 году Казахстан перевыполнил обязательство по углю, но Узбекистан недопоставил газа на 169 млн куб. м. В маловодный 2000 год Узбекистан перевыполнил свои обязательства по газу, но Казахстан недопоставил 31,4 тыс. тонн угля и т. д.
В отчете «Конфликты, связанные с водой, на юге Кыргызской Республики» сообщается, что в соответствии с межгосударственными соглашениями, КР может оставлять 12 млрд кубометров воды, что составляет 25 % годового стока в стране (47 млрд кубометров воды). Хотя Кыргызстан выполняет свои соглашения с точки зрения выпуска 75 % воды к соседям, Узбекистан постоянно нарушает свои поставки природного газа в обмен. Что касается воды, есть общее представление у кыргызской стороны, что существующие соглашения о совместном пользовании водных ресурсов не в пользу граждан Кыргызской Республики.
В целях отстаивания своих интересов в сфере использования водно-энергетических ресурсов государства увязывают эти вопросы с другими направлениями межгосударственных отношений, как например вопрос делимитации и демаркации государственной границы.
Как найти уместную форму и обстоятельства, чтобы развязать узел проблемных вопросов Центральной Азии, похоже, никто не задумывается. А пока газа нет, и президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев призывает принципиально потерпеть еще немного.