Недавний саммит глав государств ШОС в Таджикистане наглядно продемонстрировал, что исходящие из Афганистана угрозы для Центральной Азии имеют под собой реальную основу.
Не случайно в саммите принял участие даже президент Туркменистана, который прежде игнорировал подобные мероприятия в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Визит в Душанбе туркменского лидера эксперты связали с достаточно сложной ситуацией в Афганистане, где прошедшие президентские выборы не только не сняли многие вопросы по укреплению стабильности в этой многострадальной стране, но и внесли политический раскол в местные элиты. А это может привести к очередной волне вооруженного противостояния.
Именно поэтому в ходе саммита главы государств ШОС отмечали, что вывод из Афганистана международных сил может привести к возрастанию угроз и росту нестабильности, расширению террористической и экстремистской деятельности и увеличению масштабов наркотрафика не только в обширном регионе Центральной Азии, но и далеко за его пределами. В этой связи могут быть предприняты попытки определенных политических сил и поддерживающих их государств посеять хаос и еще более усугубить положение в Афганистане. Осложняется геополитическая ситуация на южных рубежах СНГ и в связи с активными действиями религиозно-радикального движения Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ), которое ведет активные боевые действия в Ираке и Сирии и уже вышло на границу с Турцией. Лидеры ИГИЛ уже угрожают мировому сообществу новым джихадом, если оно не остановит боевые действия в отношении экстремистов. Их заявления подкрепляются военными союзами, которые боевики заключают с другими террористическими группировками, к примеру, такими, как Исламское Движение Узбекистана.
«По нашим данным, количество боевиков ИДУ составляет около пяти тысяч человек, и можно говорить об угрозе странам Центральной Азии — Таджикистану, Узбекистану, Кыргызстану. Однако мы уверены, что все их попытки проникнуть на территорию нашей страны обречены на провал», — цитируют СМИ слова представителя СНБ Узбекистана.
Поэтому деятельность ИГИЛ может стремительно расширится до рубежей Центральной Азии, учитывая, что в Сирии в последние годы на стороне радикальных боевиков воюют выходцы из этого региона.
Также появилась информация, что ИДУ вербует, а затем тренирует боевиков в приграничных районах Афганистана и Пакистана. Как прогнозирует президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, «центральноазиатская весна» уже на пороге для стран региона.
«Узбекистан — это территория атаки. Даже маршруты известны — через Фергану. Точно так же, как Кыргызстан и Туркменистан, где на южной границе собирается огромное количество боевиков. И там тоже очень много боевиков ИДУ, которых с пакистанской территории сравнительно недавно вытеснила пакистанская армия. Так что это не новая угроза, это просто реализуются давно забытые старые прогнозы», — отмечает эксперт.
В этих условиях обострения международной обстановки и по сути создания радикального исламистского интернационала возникают закономерные вопросы, каким образом будет обеспечиваться региональная безопасность в Центральной Азии. Учитывая, что у того же Таджикистана самая протяженная из стран СНГ общая граница с Афганистаном — 1344 километров.
Обученные за время пребывания сил коалиции в Афганистане национальные силовые структуры вызывают скептические оценки по уровню их боеспособности у многочисленных международных экспертов. Если взять в качестве примера Ирак, то там правительственные войска, так же в свое время подготовленные американскими военными инструкторами, в буквальном смысле разбегались под натиском формирований ИГИЛ. Поэтому основную роль в обеспечении безопасности южных рубежей СНГ будет выполнять ОДКБ, которое имея авиабазу в городе Кант, и так несет ответственность за региональную безопасность. Российские военные базы также находятся в Таджикистане. В текущем году по линии ОДКБ таджикским вооруженным силам ожидается предоставление внушительной военно-технической помощи. Как отмечают в таджикском руководстве, военно-техническая поддержка со стороны Российской Федерации рассматриваем как весомый реальный вклад в укрепление региональной безопасности и важный фактор стабильности и безопасности.
Аналитики не раз указывали, что ОДКБ является защитным «зонтиком» безопасности Евразии. Динамика развития организации дает основание с оптимизмом говорить о будущем организации, как мощного защитного «зонтика» безопасности для Евразийского союза.
По мнению политолога Игоря Халанского, ОДКБ выполняет важную в подержании стабильности в Кыргызстане роль, особенно это актуально в контексте военного противостоянии на Украине.
«Если возникнут какие-то конфликты, ОДКБ вмешается и примет меры», — считает эксперт. Ранее эксперты также отмечали, что ОДКБ сможет стать в регионе координатором в сфере безопасности в Центральной Азии. В частности организация готова оказать содействие двум государствам и создать условия для того, чтобы стороны могли найти компромисс.
Согласно оценкам ШОС также имеет серьезный потенциал в вопросах обеспечения безопасности, который позволяет организации решать много актуальных проблем на этом направлении. Особенно если Россия и Китай объединят свои усилия в вопросах региональной безопасности. Тем более, что ШОС возникла тогда, когда был серьезный кризис в деятельности международных организаций, включая и структурные кризисы в ООН.
И ШОС, и ОДКБ могут стать площадками по обсуждению и решению таких ключевых вопросов, как выработка программ по водному сотрудничеству и безопасности гидроресурсов стран региона Центральной Азии, по решению трансграничных проблем. Именно этот комплекс вопросов является причиной большинства внутренних для региона конфликтов. В рамках ОДКБ можно было бы также развивать научные программы по оценке риска природных бедствий.
Многое будет зависеть от реализации совместных межгосударственных проектов по созданию реальных условий для обеспечения региональной безопасности.