Накануне премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев после отчета о деятельности за 2014 год заявил о своем уходе с поста. Сложилось впечатление, что для депутатов отставка не была новостью, еще до официального объявления народные избранники начали хвалить главу правительства за проделанную работу и желать успехов в дальнейшей деятельности, не связанной с управлением правительством.
Разговоры о своей отставке Оторбаев вел и раньше, во время обсуждения в парламенте вопроса по Кумтору. Тогда премьер-министр сообщил, что против создания совместного предприятия с Centerra Gold Inc. на новых условиях и предложил поменять состав Совета директоров и менеджмента компании, а также заявил, что готов уступить свой пост тому человеку, который предложит лучший вариант решения вопроса. Однако тогда депутаты согласились с доводами главы правительства и готовы были поддержать его инициативу.
Так в чем же истинная причина отставки премьер-министра, тем более после того, как его работа за прошлый год была признана депутатами удовлетворительной? K—News попытался выяснить это у депутатов Жогорку Кенеша.
Лидер фракции «Республика» Максат Сабиров выразил мнение, что между Джоомартом Оторбаевым и коалицией парламентского большинства имела место некая договоренность.
«30 постановлений ЖК не исполнены, сколько фракционных решений, сколько решений парламентских комитетов не исполнены. За все это сегодня и дали оценку, хотя официально работу оценили на удовлетворительно. Наверное, он сам попросил так оценить, пообещав, что уйдет в отставку. Я считаю, что отставка премьер-министра не станет каким-то тормозящим экономику и развитие страны событием, неработающего премьера лучше уволить. Я думаю, это нужно было сделать раньше, потому что когда мы вступим в Таможенный союз и Евразийский экономический союз, работы будет еще больше, чем сейчас, при подготовке вступления», — сказал Сабиров.
Мнение о некоем договоре между Оторбаевым и коалицией большинства выразила и лидер другой оппозиционной фракции Жылдызкан Джолдошова, отметив, что некоторые ее коллеги открыто заявляли о договоренности между сторонами.
«В день его назначения я просила отказаться от этой должности, потому что он замучает себя, парламент, правительство и народ. Я говорила, что он не сможет решить ни один вопрос, что премьерская должность очень тяжелая ноша, которая ему не по плечу. Я говорила, что он не сможет решить вопрос Кумтора, что только приведет в тупик. Все получилось так, как я говорила. Поэтому я спрашивала у него, почему он не ушел тогда, когда экономика была не такой тяжелой, когда продукты питания были дешевле, когда вопросы еще как-то решались. Складывается ощущение, что его специально привели на должность премьер-министра, чтобы он завел в тупик вопрос с Кумтором. Он сделал так, что вопрос не решится в скором времени и месторождение во благо народа работать не будет. И мне стало обидно, что коалиция парламентского большинства проводит такие эксперименты, ведь это государство, а не фирма, где можно менять директоров, когда и сколько захочешь. Тем более, на носу такие важные события, как вступление в Евразийский экономический союз, парламентские выборы. Никто не хочет чувствовать ответственность, делают, что хотят. Я так поняла, что был какой-то договор между ним и коалицией, что они принимают отчет, а он уходит в отставку. Некоторые коллеги открыто об этом сказали. Играть судьбой государства — это кощунство, и никто в итоге ни за что не отвечает, ни коалиция большинства, ни назначенный премьер-министр», — посетовала Джолдошова.
Однако в коалиции большинства все слухи о том, что Оторбаева «ушли», отрицают. Так, Сайдулла Нышанов, депутат от фракции «Ата Мекен», ставленником которой и был Джоомарт Оторбаев, сообщил, что отставка не связана ни с Кумтором, ни с другими вопросами, а только с личным желанием Оторбаева покинуть пост.
«Мы не настаивали на его уходе, мы даже поддерживали его, коалиция парламентского большинства вынесла решение по Кумтору, исключающее национализацию, хотя наша фракция продолжает настаивать на этом пути. Никакого торга не было, он сам принял такое решение. Вы заметили, что сначала все на него нападали, по привычке, а после того, как он объявил о своем уходе, все, даже оппозиция, хвалили его, говорили, что он хороший, честный человек. Он первый премьер-министр, который не замешан в коррупции, который не берет взятки, честный и порядочный человек, и все депутаты признали это, но уже после того, как он объявил о своем уходе. Мне кажется, что депутаты пожалели о его решении», — сказал Нышанов.
Источники, близкие к премьер-министру, сообщили, что Джоомарта Оторбаева вынудили покинуть пост. Однако связано это было не с Кумтором и не с плохой работой правительства, а с предстоящими парламентскими выборами. Отмечается, что на Оторбаева, как главу правительства, оказывалось давление со стороны высших политических сил для того, чтобы он применял административный ресурс для победы одной партии. Сообщается, что Оторбаев категорически отказывался делать это, из-за чего и решил покинуть пост.
Сайдулла Нышанов отметил, что ничего не знает об этих «подковерных играх», но выразил уверенность, что даже в случае их существования Оторбаев никогда бы не пошел на использование своих полномочий в незаконных целях.
Политолог Марс Сариев также выразил мнение, что одной из причин отставки может быть вопрос применения административного ресурса на парламентских выборах.
«Премьер-министр страны Джоомарт Оторбаев является менеджером западного образца. А на пост премьер-министра перед выборами нужен человек, обладающий харизмой и который может работать в традиционном обществе. На носу парламентские выборы и парламенту необходим административный ресурс. Это мощный ресурс, и, я полагаю, что вопрос даже не в Кумторе. Это всего лишь повод, а стоит вопрос админресурса перед выборами в Жогорку Кенеш», — отметил Сариев.
Однако еще один депутат из коалиции большинства Токтогул Туманов (СДПК) заверил, что отставка связана только с личным желанием Джоомарта Оторбаева, и депутаты не ставили ему условий. Более того, социал-демократ сообщил, что условия выдвигал сам премьер-министр, попросив поставить удовлетворительную оценку работе правительства, сообщив, что после такого решения он объявит о своей отставке.
«Депутатам самим не выгодно сейчас отправлять кабмин в отставку, потому что на носу выборы, вступление в Евразийский экономический союз и другие важные вопросы. Кому нужна неразбериха сейчас? Но он сам так захотел. Возможно, он не хотел брать на себя ответственность по Кумтору, а депутаты требовали решения этого вопроса. Может быть, дело в этом. Но я могу точно сказать, что давления со стороны депутатов не было», — сказал Туманов.
Он добавил, что теперь коалиция парламентского большинства начнет решать, кто же станет следующим, 28-м премьер-министром Кыргызстана (в том числе исполняющих обязанности премьер-министра в течение нескольких дней). Туманов выразил мнение, что новым главой кыргызстанского правительства должен стать беспартийный человек.
«Человек, который связан с партией, работать не будет, он будет готовиться к выборам. Выборы выборами, а кабинет должен работать. У нас и так ситуация не на самом лучшем уровне, и допускать того, что правительство будет заниматься не экономикой, а политикой, нельзя. Сейчас рано говорить, какая именно партия будет выдвигать своего кандидата. Может быть, захотят все или откажутся все. Или будут выдвигать несколько кандидатур и вместе думать, кого выбрать, кто компетентен, у кого больше профессионализма. Мне кажется, что на данный момент ни одна фракция не захочет продвигать своих кандидатов, не возьмут на себя такую ответственность, скорее всего, решать будет коалиционное большинство», — считает социал-демократ.
Председатель коалиции парламентского большинства и лидер фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов сообщил, что обсуждение кандидатов начнется в ближайшее время, и решение будет приниматься коалиционным большинством, но не без участия президента страны.
«Хочу сказать, что отставка — это желание премьер-министра, давления никакого со стороны депутатов не было. Неожиданностью для нас это тоже не было, потому что он и ранее заявлял о том, что не цепляется за должность. Я не знаю, какие причины его побудили пойти на это, пусть он сам об этом расскажет. Что касается выборов нового премьера, скорее всего, в понедельник начнем обсуждение этого вопроса. С президентом тоже будут проведены консультации, потому что он будет утверждать кандидатуру. Закон этого не требует, конечно, но политический этикет требует, чтобы всегда было консенсусное решение», — сказал Кулов.
Он добавил, что сможет комментировать вопрос, кто именно может стать новым премьер-министром и должен ли он принадлежать к какой-либо партии, только после начала консультаций с коллегами.
Политолог Игорь Шестаков считает, что причин отставки Оторбаева несколько – это нежелание брать на себя ответственность за решение вопроса по Кумтору, а также подготовка к предстоящим парламентским выборам. Он выразил мнение, что на этом политическая карьера Джоомарта Оторбаева не окончена, избиратели увидят его имя в списках кандидатов на должность депутата Жогорку Кенеша следующего созыва.
Также он отметил, что кандидаты на пост следующего премьер-министра – это те люди, которые не будут участвовать в предстоящих парламентских выборах, скорее всего, из действующего кабинета министров.
«Новому премьеру нужно будет решить ряд технических проблем по адаптации Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе, по организации выборов. Из тех, кто есть сегодня в правительстве, подходит министр экономики Темир Сариев. Все будет зависеть от того, будут эти люди участвовать в выборах или нет», — отметил Шестаков.
О кандидатуре Темира Сариева на пост главы правительства сказал и политолог Марс Сариев, отметив, что он — единственная приемлемая фигура.
«Вопрос консенсуса между ведущими политическими партиями решит эту кандидатуру. Я думаю, что фигура Сариева поддерживается Москвой, тем более что мы на пути вступления в ЕАЭС. А Москва – это ресурс финансовый, и, я думаю, что в коалиции не возникнет вопросов, потому что все ждут этот финансовый ресурс», — сказал Марс Сариев.