Адвокат Ахмата Бакиева (брата экс-президента Курманбека Бакиева – прим. ред.) Анарбек Джакыпов в интервью K—News рассказал о том, как проходил судебный процесс по делу Ахмата Бакиева и высказал свое мнение по поводу его побега.
Почему Ахмата Бакиева перевели из Джалал-Абада в Бишкек?
В том, что его перевели из Джалал-Абада в Бишкек, нет никаких нарушений. Это делалось в целях его безопасности, поскольку народ в Джалал-Абаде в то время волновался, и вообще было правильно его содержание в СИЗО ГКНБ, а не в СИЗО Джалал-Абада.
Вы с первого дня представляете интересы Ахмата Бакиева, почему в итоговом решении суда убрали 5 статей, и оставили самые легкие?
Изначально предъявлялось 11 статей, по итогам расследования Джалал-Абадский суд первой инстанции осудил Ахмата Бакиева по 6 статьям. Это статья 166 часть вторая «Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору», статья 166 часть 4 пункт 2 «Мошенничество с использованием служебного положения», статья 229 часть 1 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», статья 234 часть 2 пункт 2 «Хулиганство, организованное группой лиц по предварительному сговору», статья 241 часть 1 «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и статья 241 часть 4 «Незаконные приобретение, сбыт или ношение холодного, газового оружия, в том числе метательного оружия» Уголовного Кодекса КР.
Вы согласны с данными обвинениями?
Нет, мы не согласны ни с одним обвинением. Как его могли обвинить в организации незаконного вооруженного формирования? А холодное оружие – это сувениры, которые ему дарили – кинжалы, мечи. Это подарки, а не оружие (Согласно законодательству КР, холодное оружие должно быть зарегистрировано в правоохранительных органах. При этом не имеет значения этимология холодного оружия. Обнаруженные у Ахмата Бакиева подарки были признаны холодным оружием – прим. ред.).
Что еще содержится в решении суда?
По решению суда Ахмат Бакиев должен выплатить материальный ущерб Касыму Исманову, интересы которого представляет Икрамидин Айткулов. Однако мой подзащитный не мог выплатить ущерб, поскольку ему не давали такой возможности. Все его имущество находится под арестом.
Насколько законен был перевод Ахмата Бакиева из колонии закрытого режима в колонию-поселения?
Ахмат Бакиев такой же осужденный, как и все остальные, только у него известная фамилия. По закону любой осужденный, отсидевший треть срока и не имеющий нарушений, имеет право на смягчение наказания. Этот закон принят народом и Жогорку Кенешем. Вот скоро подходит срок Санжара Бакиева, почему его не должны переводить, если по закону положено? Если фамилия Бакиев, то не применимы законы, что ли?
Сейчас обсуждается, что перевод в колонию-поселения не должен был осуществляться, пока Ахмат Бакиев не выплатил материальный ущерб.
Да, я слышал, что многие возмущались. Но на совещании по этому поводу Генеральный прокурор правильно сказала, что в статье 14 закона об амнистии четко прописано, «что решение о применении акта амнистии в части освобождения от уголовного наказания и ответственности в отношении лиц, имеющих исковые задолженности, принимается после полного возмещения ими суммы материального ущерба, кроме лиц, сумма материального ущерба которых не превышает 100 расчетных показателей». То есть осужденного не могут освободить от наказания, если он не возместил ущерб. А Ахмата Бакиева не освобождали от ответственности, ему просто смягчили меру наказания. Так что его перевод был абсолютно законен.
То есть никаких возражений со стороны прокуроров или ГСИН насчет смягчения наказания не было?
Сначала Спецпрокуратура внесла предложение провести комиссию, но комиссия не выявила никаких нарушений в нашем представлении о переводе Ахмата Бакиева в колонию-поселения. И представитель спецпрокуратуры согласился с решением комиссии, если бы он возразил, то это другое дело. Но он не возразил. Самое интересное, что сейчас представители Спецпрокуратуры говорят о том, что вносили возражение против перевода Ахмата Бакиева. Но решение Ленинского суда было 23 декабря, на этом заседании присутствовали и представители спецпрокуратуры и представители ГСИН. У спецпрокуратуры было 10 дней внести апелляционную жалобу, однако они этого не сделали. Была написана кассационная жалоба уже после того, как решение суда вступило в силу. И вот тут сейчас представители спецпркуратуры лукавят, говоря о том, что выступали против перевода Ахмата Бакиева.
Почему после перевода в колонию-поселения его поместили в больницу?
Вы понимаете, у него целый букет заболеваний, которые были еще до задержания. И эти болезни обострились во время следствия и судебного процесса. Сейчас кто-то говорит, что наличие этих болезней не подтверждено, но у нас есть заключение комиссии Минздрава, в котором прописано все, чем болеет Ахмат Баикев. Заместитель спецпрокурора утверждал, что администрация колонии № 47 не имела право переводить в колонию-поселения, пока Ахмат Бакиев не пройдет обязательный курс лечения, который определяется судом. Но болезни, которые подлежат спецлечению, это: туберкулез, наркомания, токсикомания и ВИЧ/СПИД. У Ахмата Бакиева другие болезни, а в заключении суда нет такого определения, что он должен был пройти спецлечение.
Какие именно у Ахмата Бакиева болезни?
У него хронический гепатит С, генотип 1В, выраженной активности с переходом в цирроз печени типа А (по Чайлд-Пью), портальная гипертензия, хронический калькулезный холестицит в фазе ремиссии. Хронический, не атрофический гастрит, хронический панкреатит, бронхит, гайморит, пиолонефрит, простатит. А также нарушение жирового обмена второй степени, варикозное раширение вен пищевода и голеней. Именно поэтому Ахмату Бакиеву нужны были более комфортные условия содержания. Состояние его здоровья ухудшалось, и нужно было лечение.
Его поместили в больницу сразу после того, как он был переведен в колонию-поселения?
Нет, его 20 дней держали в карантине. Вообще в колонии-поселения уже нет таких условий, как при Советском Союзе. Поэтому сейчас заключенных отпускают на вольные хлеба, раз в неделю они должны отмечаться и раз в месяц платить какую-то сумму денег. Именно поэтому так много заключенных в бегах. А Ахмата Бакиева 20 дней держали в карантине, хотя по закону положено только 10 дней. И уже после того, как его состяние совсем ухудшилось, в колонию-поселения вызвали скорую помощь и перевезли его в больницу.
Почему из государственной больницы его перевезли в частную клинику?
Потому что в той больнице не было необходимых специалистов, а в частной клинике его уже знали, потому что и до этого следили за его здоровьем. Законом это не запрещается.
Вы согласны с тем, что у Ахмата Бакиева были определенные привилегии, поскольку не каждый заключенный может без проблем перевестись в колонию-поселения или больницу для лечения?
Каждый, кто подходит под нормы закона, может перевестись в колонию-поселения или больницу. Если не смог, значит, плохо работают адвокаты. И если со стороны заключенного были какие-то нарушения, то тоже невозможно перевестись в колонию-поселения. А в больницу не могут отпустить, если заключенный содержится в учреждении закрытого типа.
Со стороны ГСИН или спецпрокуратуры были попытки приставить охрану к Ахмату Бакиеву?
Нет, таких попыток не было. Но и по закону не положено, ведь это колония-поселения, где все имеют право на свободное передвижение. Я слышал, что спецпрокурора сняли с должности за то, что он в письменном виде не представил письменного распоряжения об охране, когда Ахмат Бакиев был в больнице. Но это незаконно, потому что в колонии-поселения не предусматривается никакой охраны.
Ваш подзащитный итак практически был на свободе. Насколько целесообразно было сбегать, учитывая дополнительный срок за побег?
Необходимости в побеге не было, но раз он это сделал, значит, у него были причины. Может, он боялся за свою жизнь, может, там были какие-то подводные движения. Но это только мое личное мнение.
Вы знаете, где он находится?
Нет, не знаю. Но даже если знал бы, то не сказал.
На Вас оказывалось какое-то давление, как на адвоката сбежавшего осужденного?
Нет, никакого давления на меня не было. Меня допросили один раз, но по закону нужно было возбудить уголовное дело и допрашивать меня с санкции Генерального прокурора или его заместителя. Но как такового давления на меня никто не оказывал (Согласно законодательству, адвокат может быть допрошен в качестве свидетеля без санкции руководства Генпрокуратуры. Подобная санкция требуется при привлечении адвоката к уголовной ответственности – прим. ред.).
А как вообще сейчас обстоит дело Ахмата Бакиева?
5 марта Бишкекский городской суд по представлению спецпрокуратуры вынес решение об отмене постановления Ленинского суда о переводе Ахмата Бакиева в колонию-поселения № 35. Суд постановил вновь перевезти моего подзащитного в колонию № 47. Я обжаловал это решение, теперь будем ждать результатов.
Вы давно знакомы с семьей Бакиевых?
Да, мы учились в одной школе милиции с Жанышем Бакиевым, и не только с ним. Мы со многими вместе учились: с Кенешбеком Дуйшебаевым, Муратом Суталиновым, Шейшенбеком Байзаковым, я ни от кого не отказываюсь. Я их знаю, и мы знакомы давно.
Вы раньше представляли интересы семьи Бакиевых?
Нет, не представлял, они же были при власти, там таких конфликтных ситуаций не было и мне не приходилось защищать их интересы.
Напомним, Ахмат Бакиев был приговорен к 7 годам лишения свободы в колонии усиленного режима, но 10 января 2012 года его поместили в колонию № 35. Оттуда его доставили на лечение в больницу, откуда его он сбежал 3 марта 2012 года. Против сотрудников ГСИН, допустивших побег, возбуждено уголовное дело, а начальник колонии № 35 отстранен от должности.