Равшан Абдукаримов: В реформе МВД заинтересованы многие представители госорганов и сами милиционеры

Автор -
359

    Обсуждение Альтернативной концепции реформы МВД подстегнуло интерес к теме реформирования органов внутренних дел. Продолжая серию публикаций, посвященных преобразованиям в правоохранительных органах, свое мнение в интервью  K-News высказал эксперт по вопросам безопасности, в прошлом сотрудник Министерства внутренних дел Равшан Абдукаримов.

    Вы участвовали в разработке Альтернативной концепции реформы МВД. Что подвигло Вас, в прошлом сотрудника силового ведомства, на такой шаг?

    Интерес к теме милиции в обществе на данный момент огромный, вероятно не найдется ни одного человека, кто не понимал бы актуальность перемен. Я, как человек из системы силовых органов, хорошо осведомлен о процессах происходящих внутри ее. Мой личный долг перед новым поколением сотрудников МВД — помочь сделать милицию Кыргызстана лучше. В ходе кампании мы убедились, что заинтересованных в реформе и имеющих проекты ее реализации на самом деле много как среди представителей государственных органов, так и негосударственных институтов, а также среди самих милиционеров.

    Что в первую очередь нужно поменять в системе?

    Основное условие успеха комплексной реформы правоохранительных органов – это демилитаризация и деполитизация. Можно назвать несколько главных причин хронического отчуждения и непрозрачности правоохранительных органов от общества: это построение милицейского корпуса по армейской модели, то есть ориентация на службу государству, а не гражданам; слепое повиновение приказу, даже преступному по своей сути, как, например, Аксыйские события 2002 года; военизированная должностная иерархия с той же долгой лестницей званий, рассчитанная на «усредненное» поведение и отбивающая охоту к проявлению инициативы. Нынешнее построение системы МВД Кыргызстана по военному образцу неизбежно превращает организацию в закрытую от общества структуру. Ее обособленность от общества естественным образом препятствует запуску процесса трансформации из «милиции», которая ориентирована на службу государству в «полицию», защищающую интересы, прежде всего гражданина и человека.

    К чему приведет демилитаризация?

    Деятельность системы станет прозрачней. В странах с устоявшейся демократией полиция – это гражданская служба, которая открыта и подотчетна обществу. Строгая дисциплина, обусловленная спецификой службы, не мешает сильным полицейским профсоюзам следить за неукоснительным соблюдением гражданских прав своих членов, что заставляет силовиков относиться с должным уважением к фундаментальным правам каждого человека.

    Нам необходимы, прежде всего, кардинальные законодательные и административные новации на государственном уровне. У «гражданского» полицейского должны появиться иные стимулы, иной «вкус к службе». Полицейский будет ценить свою должность и добросовестно работать только тогда, когда почувствует, что ему в затылок дышит очередь людей, желающих занять его место, а значит, эта профессия должна быть почетной и высокооплачиваемой. Для этого он должен быть гораздо более защищенным, чем в сегодняшних «армейских» условиях, и ощущать себя гражданином с должным набором конституционных прав, которые не могут нарушаться по произволу начальства.

    Не все чиновники вполне осознают, насколько отсутствие эффективной правоохранительной службы пагубно влияет на развитие страны. В марте 2004 года, на встрече тогдашнего правительства с лидерами оппозиционных партий, НПО и международных организаций, гражданское общество подчеркнуло необходимость реформирования ОВД и принятия ряда мер, направленных на социальную защищенность сотрудников. Реакция чиновников тогда была неадекватной. Они, в первую очередь, задавались вопросом, почему необходимо повысить зарплату милиционерам, а не, например, медицинским работникам, которые тоже очень мало получают за свою трудную работу? Одна из правозащитниц заявила, что медицинская сестра сталкивается на работе с опасностью для жизни, например — во время эпидемии, то есть достаточно редко. Сотрудник органов внутренних дел же, при добросовестном отношении к службе, рискует жизнью и здоровьем гораздо чаще. Медсестра, недовольная своей зарплатой в госучреждении, может перейти в частную фирму и остаться той же медсестрой. Если же с государственной службы уходит правоохранитель, то он перестает им быть. 

    Другое требование времени – конкурсный набор сотрудников в будущую полицию. Закладываемая в Альтернативной концепции реформы МВД демилитаризация службы и превращение ее в полицию для общества откроет возможности для создания эффективной системы отбора, серьезной проверки на пригодность к полицейской работе при приеме кандидатов. 

    Вы думаете, сама система изнутри может изменить себя?

    Сегодня система МВД саботирует внедрение инноваций, несмотря на периодические «правильные» указания с самого «верха». Попытки устранения отдельных системных недостатков в МВД без замены самой модели способны лишь решить сиюминутные тактические задачи, но не более. Особенно четко это проявляется сейчас в виде приказов министра по внедрению отдельных проектов, которые появились на фоне продвижения Альтернативной концепции реформы МВД. Смена же руководства способна на время затормозить дальнейшую деградацию службы, но у любого нового руководителя быстро вырабатывается корпоративный интерес, направленный на сохранение и воспроизводство сложившейся системы.

    Давно назрело реальное разделение МВД на центральную часть с преимущественно управленческими функциями и территориальные органы. Сейчас это также воспринимается не иначе, как покушение на «стройность» существующей системы, которая без перемоделировки и дальше будет успешно сопротивляться всем попыткам приблизить милиционера к обществу.

    Среди действующих сотрудников МВД есть поддерживающие предложенные идеи?

    В МВД на сегодня достаточно высокопоставленных офицеров, которые готовы подключиться к гражданскому процессу реформирования. Они прошли различные курсы обучения и повышения квалификации за рубежом и уже видят достоинства европейской модели отношений полиции и общества. Но этот процесс не идет вглубь, не достигает рядового милиционера потому, что противоречит принципам военной организации всей службы, нацеленной на беспрекословное повиновение.

    Не окажутся ли попытки гражданского общества реформировать систему МВД тщетными?

    Сегодняшняя власть в какой-то степени представлена вчерашними людьми в погонах и не заинтересована проводить демилитаризацию органов внутренних дел. Программные статьи министра внутренних дел, которые начали печататься с начала этого года в различных СМИ и на сайтах, а также доводы некоторых политиков о нереальности осуществления реформ со ссылкой на ухудшающееся экономическое положение страны, оставляют на это слабые надежды. Но уже сегодня необходимо гласно сформулировать саму идею, сделать ее предметом публичного обсуждения и донести до президента и его окружения. Что и делает Гражданский союз «За реформы и результат», который ранее представил Альтернативную концепцию реформы МВД. Нужно выстраивать стратегию на перспективу, чтобы идея была «под рукой» к моменту, когда она будет востребована.

    Для справки: Гражданский союз «За реформы и результат», объединивший ряд общественных объединений, представил итоговую версию Альтернативной концепции реформы МВД, в которой основной упор сделан на усовершенствование кадровой политики, внедрение принципиально новой структуры управления МВД и обеспечение гражданского контроля над деятельностью полиции.

    Поделитесь новостью