Как стало известно K—News, не все чиновники в Кыргызстане получают свои должности в результате конкурсного отбора, как того требует законодательство. Статья 24 закона «О государственной службе» содержит в себе «лазейку», которая позволяет назначать людей вне конкурса в том случае, если кандидат работает консультантом, советником или помощником лиц, занимающих политические должности.
Из собственных источников K—News узнал о том, что ссылка на статью 24 данного закона нередко фигурирует в приказах председателя Государственной налоговой службы (ГНС) Кыргызстана Кабыла Абдалиева. Основанием для назначения в таких ситуациях становятся рекомендательные письма депутатов Жогорку Кенеша.
Так, редакция располагает рядом документов, свидетельствующих о фактах назначения чиновников в ГНС без конкурса.
23 марта 2012 года приказом № 155-л Кабыл Абдалиев назначил Эркинай Тагаеву инспектором управления ГНС по городу Ошу. Данное назначение было осуществлено без конкурса, на основании письма депутата парламента Абдыманапа Кутушева (СДПК), в котором народный избранник попросил председателя ГНС взять на работу Эркинай Тагаеву без какого-либо конкурса, поскольку она работала консультантом депутата.
Выдержка из письма депутата Абдыманапа Кутушева:
«Уважаемый Кабыл Кушбакович! Поводом моего обращения к Вам является решение вопроса трудоустройства, согласно статье 24 закона Кыргызской Республики «О государственной службе», путем внеконкурсного отбора для замещения административной должности в органах налоговой службы, моего консультанта Тагаевой Э.».
«А что в этом незаконного? Я писал представление о том, что она хороший работник. Эркинай Тагаева помогала мне в предвыборной работе, но я не просил для нее определенную должность в определенном органе», – сказал депутат Абдыманап Кутушев, комментируя K—News данный факт.
Аналогичное по содержанию письмо было направлено председателю ГНС депутатом Абдыманапом Кутушевым по поводу Суюнбая Саткеева 1 марта 2012 года. Этим же днем, 1 марта, датирован приказ № 99-л о назначении Суюнбая Саткеева на должность заведующего сектором налоговой регистрации отдела по работе с налогоплательщиками УГНС по Первомайскому району Бишкека.
На основании приказа № 130-л от 16 марта 2012 года Орозбек Алыбаев получил должность заместителя начальника управления ГНС по городу Бишкеку. Рекомендательное письмо ему написала депутат Жогорку Кенеша Гульниза Бейшенбаева (Ата Мекен).
Когда K—News обратился к ней за комментариями, она пояснила:
«Орозбек Алыбаев работал у меня консультантом, я его знала еще до того, как стала депутатом, поскольку он также работал в партии «Ата Мекен». Но он работал у меня недолго, всего пару месяцев. Потом он ушел по собственному желанию, я написала ему характеристику, как это обычно делается. Но я никого не просила брать его на работу, и я не знаю, где он сейчас работает и кем. Депутаты не имеют право просить кого-либо насчет работы».
Однако в рекомендательном письме, данном Гульнизой Бейшенбаевой Орозбеку Алыбаеву, указано: «как депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики рекомендую его кандидатуру на должность заместителя начальника УГНС по г. Бишкек».
7 марта 2012 года приказом № 114-л Замирбек Мамытов был назначен начальником Управления контроля за взысканием налоговой задолженности ГНС при правительстве КР. Основанием послужило рекомендательное письмо министра молодежи, труда и занятости Алиясбека Алымкулова. Из письма следует, что Замирбек Мамытов работал в министерстве в должности советника министра.
В интервью K—News министр Алиясбек Алымкулов сказал, что не подписывал рекомендательного письма для Замирбека Мамытова.
«Он работал у меня советником в прошлом году, мы его привлекли для помощи на короткий период. Замирбек Мамытов – хороший специалист и помог нам, но он работал недолго. Я не слышал ни о каком рекомендательном письме и ничего не подписывал, не говоря уже о том, чтобы рекомендовать его на какую-нибудь должность. Я не имею никакого отношения к Налоговой службе», — сообщил Алиясбек Алымкулов редакции.
На основании представления за подписью депутата парламента АкылбекаЭшимова (Республика) 6 марта 2012 года приказом № 109-л заместителем начальника УГНС по Карасуйскому району Ошской области был назначен Уран Бурканов. В приказе о его назначении на должность так и отмечено: «Основание: заявление Бурканова У.И., письмо депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Эшимова А.».
А в документе на имя председателя ГНС Кабыла Абдалиева, который подписал парламентарий, в числе прочего написано: «Кандидатура Урана Бурканова Искендеровича представляется на заместителя начальника управления Государственной налоговой службы по Карасуйскому району».
Рекомендательное письмо парламентария Нурбека Мурашева (Республика) стало основанием для внеконкурсного назначения инспектором УГНС по городу Бишкеку Жаныша Жамалова, о чем свидетельствует текст приказа № 57-л от 14 февраля 2012 года.
Сам депутат Нурбек Мурашев заявил, что не ходатайствовал за Жаныша Жамалова.
«Жаныш Жамалов работал у меня помощником с сентября по декабрь 2011 года. Мы с ним немного повздорили, но он ушел по собственному желанию. Я слышал, что он работает в Таможенной службе, но я точно не знаю. Я никого не просил устроить Жаныша Жамалова на работу», — прокомментировал нардеп.
9 февраля 2012 года приказом № 46-л Жылдызкан Байдоолотова была назначена начальником отдела контроля за сбором налогов УГНС при правительстве КР. Об ее назначении попросили из Министерства экономического регулирования КР, где она прежде работала.
Для справки: Закон «О государственной службе». Статья 24. Порядок поступления на государственную службу:
«Поступление на государственную службу осуществляется путем участия в конкурсе.
Агентство координирует работу государственных органов по отбору кандидатов на государственную службу и оказывает методическую помощь. Агентство распространяет информацию о вакансиях на административные государственные должности и проведении национального конкурса путем размещения информации о проведении конкурса в официальных средствах массовой информации, а также на Портале государственных служб Кыргызской Республики не позднее одного месяца до начала конкурсного отбора.
Допускается поступление на государственную службу на контрактной основе в случаях и порядке, предусмотренных Президентом Кыргызской Республики.
Вне конкурсного отбора замещать административные должности государственной службы, при соответствии к квалификационным требованиям, имеют право:
— государственные служащие внутри одной категории должностей в том же государственном органе;
— советники, помощники и консультанты политических государственных служащих;
— прекратившие свои полномочия политические государственные служащие.
Государственные служащие, занимающие политические, а также главные и старшие административные должности государственной службы, освобожденные от занимаемой должности в связи с дискредитацией звания государственного служащего, не могут восстанавливаться на прежней должности и повторно занимать равноценную государственную должность.
Руководители государственных органов, принявшие решения, несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики в случаях:
— если лицо, занимающее административную должность государственной службы, доказало безосновательность своего увольнения;
— принятия на административную должность государственной службы лиц, не прошедших конкурсный отбор, за исключением лиц, предусмотренных настоящим Законом».