Расследование K-News: женщины-носильщицы и размер взяток на кыргызско-казахских КПП

Автор -
691

    На контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол», недалеко от Бишкека, сотни безработных людей из окрестностей столицы и приграничного казахстанского села Кордай ежедневно переносят через границу многокилограммовые грузы и товары с бишкекского рынка «Дордой». Большинство грузчиков, работающих днем – женщины, мужчины преимущественно работают по ночам.

    По разным данным, количество таких грузчиков колеблется от 500 человек до 3-х тысяч в день, в зависимости от дня недели. Многие из них работают здесь по несколько лет, кто-то специально приезжает из отдаленных регионов страны, пытаясь таким образом заработать, чтобы прокормить свои семьи, оплатить обучение детей.

    Каждый день они делают по несколько «ходок» через КПП, зарабатывая за один грузовой «рейс» 500 сомов или 1500 тенге. Но не все полученные деньги грузчики оставляют себе, немалая часть оседает в карманах пограничников и таможенников. Общая сумма взяток с человека составляет 100-350 сомов за один проход (300-1000 тенге).

    С учетом количества грузчиков, переходящих границу, становится понятным, что в карманах блюстителей границы оседают немалые суммы денег.

    Прибытие груза на границу

    В 200 метрах от первого КПП, вдоль кыргызской территории, в ожидании новых товаров для переправки через границу ежедневно дежурят десятки женщин.

    Корреспондент KNews приехал на КПП в момент прибытия очередной машины, груженной товарами с рынка «Дордой». Небольшой грузовик за пару секунд окружили несколько десятков женщин, которые едва не подрались друг с другом, чтобы получить заветные тюки и пакеты с товарами.

    Одна из женщин-грузчиц, назвавшаяся Зиягуль, согласилась на интервью при условии неразглашения ее фамилии.

    «Ежедневно сюда приезжает минимум 10 машин с грузами. Наиболее оживленные дни — с понедельника по среду, потому что в эти дни казахстанские предприниматели вывозят закупленные в выходные товары», — рассказала женщина.

    По ее словам, процесс раздачи и переноса грузов через границу отлажен, как часы. В каждой машине с товарами находятся по 2-3 человека – они раздают грузчикам товар, после чего те сами раскладывают его в пакеты, сумки или коробки, максимальным весом в 50 килограммов. Далее «контролеры» объясняют носильщикам конечный пункт доставки и сопровождают груз, следя за его сохранностью.

    В это время хозяин товара пересекает границу, в условленном месте получает свои товары и расплачивается за их перенос.

    Носильщицы же вновь возвращаются на кыргызстанскую территорию и ждут следующую партию груза.

    По словам Зиягуль, недавно на границу приезжала женщина-предприниматель, предложившая местным грузчикам сформировать бригады по 15-20 человек, чтобы лучше организовать работу по переносу грузов и предотвратить их пропажу или воровство, но пока договоренности нет.

    Она добавила, что есть три основных вида пакетов и тюков, которые различаются по цвету – в синих тюках носят резиновые китайские тапочки и сланцы, в белых – дешевая китайская одежда, ткань и сумки, в черных – продукты питания, среди которых фрукты, овощи, мясо и окорочка, запрещенные для ввоза в Казахстан.

    Товары и взятки на границе

    «Если грузов много, то я делаю по 5-6 «ходок» в день. За каждый рейс мы переносим по два тюка или пакета, каждый из которых весит, как минимум, 20 килограммов. Больше двух сумок никто не берет», — рассказывает Зиягуль. — За каждый рейс я получаю по 2 тысячи тенге (650 сомов), из которых от 500 до 1000 (150-350 сомов) уходит на взятки пограничникам и таможенникам».

    Другая носильщица – Айша – рассказала, что грузчики-кыргызы подвергаются унижениям при переходе границы со стороны казахстанских пограничников и таможенников. По ее словам, их кыргызстанские коллеги не позволяют себе такого, и берут «всего» от 20 до 50 сомов за один проход границы.

    «Казахстанские пограничники нормально относятся только к своим  носильщикам, у них только 1-2 раза берут деньги, и то не много, да и не мучают их. А кыргызов они обдирают по 3-4 раза за «ходку», пинают и бьют дубинками, оскорбляют и матерят, заставляют ждать, относятся как к «пятисортным» людям», — со злостью перечислила Айша.

    По словам Зиягуль, она каждый раз дает 2-3 взятки – одну на кыргызстанском посту – от 20 до 50 сомов, вторую – в размере 500 тенге (150 сомов) казахстанским пограничникам, дежурящим на мосту, где река Чу соединяет несколько пограничных зон, третью взятку в 500 тенге платит за прохождение рентген-контроля на казахской стороне, чтобы оператор «закрыл глаза» на состав груза.

    «Пограничники и таможенники не берут денег лично, они это делают через подставных людей в штатском. Собирают своих родственников, знакомых и друзей, ставят у постов, и те работают как «рэкетиры», собирая деньги, а потом делятся друг с другом собранными деньгами, — рассказала носильщица. — Если кто-то не платит казахстанским пограничникам, они могут запросто выкинуть товар в реку Чу, или разорвать тюки и выбросить оттуда содержимое. Если носильщик — мужчина, пограничники могут избить его дубинками и палками».

    Офицер кыргызстанской Погранслужбы в частном разговоре подтвердил, что на казахстанской стороне плохо обращаются с носильщиками и добавил, что кыргызстанские «зеленые фуражки» со своей стороны не чинят им больших препятствий.

    «Мы пропускаем всех грузчиков, будь то казах или кыргыз, без проблем, потому что нам надо товары с «Дордоя» переправлять. Но на той стороне грузчиков «гоняют» по полной программе, собирают в толпу, заставляют долго ждать, мешают им работать», — сообщил пограничник.

    Журналист-носильщик. Испытано на себе.

    Выслушав несколько историй про тяжелый труд носильщиков, корреспондент KNews решил испытать на себе тяжести работы носильщика-чернорабочего и пройти весь путь с кыргызстанской стороны на казахстанскую.

    Ода из грузчиц по имени Гуля, живущая в селе Кордай, отдала журналисту самый большой пакет, который, с непривычки, даже не сразу удалось поднять.

    «Ну, как, не тяжело?», — усмехнулась Гуля. -Вот так мы и работаем — носим по два пакета на себе несколько раз в день».

    Первый контрольно-пропускной пункт носильщики проходят отдельно от остальных путешественников — рядом с автомобильным проездом и помещениями таможенных терминалов. В будке сидит один пограничник, сразу же за ней расположились несколько мужчин в гражданском с небольшими сумками на ремне – сборщики «таксы» с челноков.

    Журналист KNews решил проверить, пропустят ли его здесь без груза и вернул пакет носильщице.

    Подошла очередь, пограничник спросил: «Где груз? Если нет груза, иди отсюда, проходи контроль в помещении».

    Корреспондент вернулся, прошел контроль в помещении терминала и вышел через 5 минут. Гуля уже стояла около выхода с обеими сумками: «Я отдала им 20 сомов, этого хватило на этот раз. Утром отдавала 50».

    На тротуаре, перед КПП, где дежурят казахстанские пограничники, образовалась большая толпа из пешеходов, большинство из которых — носильщики с грузами. После 5-минутного ожидания подошла наша очередь проходить «контроль», и Гуля вытащила из сумки 100 сомов, незаметно отдав их на границе.

    Молча забрав деньги, нас пропустили в помещение паспортного контроля. В небольшой тесный зал, с четырьмя будками проверяющих, набилось около 100 человек, большая часть которых была носильщиками.

    Такая картина в этом терминале наблюдается ежедневно и вызывает большое возмущение путешественников, которое, однако, игнорируется.

    Так случилось и в этот раз: мужчина-носильщик с большими тюками на спине прижал к стене маленькую девочку, мать которой подняла шум, однако ее прилюдно нецензурно попросил замолчать один из казахстанских пограничников.

    На этом этапе контроля взяток платить не приходится — в будках установлены камеры видеонаблюдения. Однако далее идет рентген-контроль, где проходят проверку все грузы. Рядом с оператором стоит очередной «сборщик».

    «Я утром уже заплатила ему 100 сомов, когда в первый раз проходила контроль», — сообщила Гуля.

    Наконец, выход из помещения — все этапы контроля остались позади.

    Груз доставили на автостоянку в селе Кордай. Здесь владельцы забирают и увозят свой товар.

    Итог: За перенос двух пакетов, по 30 килограммов каждый, Гуле заплатили 500 сомов (1500 тенге). Общее время прохождения границы составило 20 минут. Оно обошлось в 120 сомов (360 тенге), из которых казахским пограничникам досталась большая часть — 100 сомов (300 тенге).

    «Это лишь второй мой рейс за день. Сейчас товара мало. До этого я делала по 5-6 «ходок» с утра до вечера. Но, надеюсь, что в августе начнется сезон», — заключила носильщица Гуля.

    «То, что грузчики носят на себе вещи это нормально»

    После того, как корреспондент KNews поработал грузчиком, он обратился к пограничникам и таможенникам за комментариями по поводу сложившейся ситуации на границах.

    «То, что грузчики носят на себе вещи — это нормально. Это не считается контрабандой и не запрещено, однако, если их груз больше 50 килограммов, они должны платить пошлину», — сообщил офицер казахской таможни, поспешив затем удалиться.

    В информационно-консультационном пункте казахского таможенного терминала корреспонденту KNews сообщили то же самое.

    «Если они несут меньше 50 килограммов, то грузчиков, без проблем, пропускают и никаких проверок и пошлин нет. Единственное — нельзя ввозить окорочка, они запрещены, но одежду и ткани ввозить можно», — сообщил консультант.

    Однако, слова чиновников расходятся с действительностью – значительную часть товаров, за которые носильщики дают взятки на КПП, как раз составляют куриные окорочка. Немало ввозится и одежды, за которую также платятся взятки.

    Все остальные служащие КПП отказались говорить без письменного разрешения своего начальства.

    «Ежедневно к нам поступают несколько жалоб на сотрудников поста, но нет доказательств, поскольку никто не хочет подавать письменные заявления. Носильщики боятся, что пограничники будут чинить им препятствия при следующем переходе границы», — объяснил корреспонденту KNews сотрудник Антикоррупционного делового совета Азамат Джангазиев, оператор «горячей линии» против коррупции.

    Женские судьбы, неженская работа

    Что побуждает этих женщин ежедневно выполнять тяжелейшую черную работу?

    Все опрошенные KNews носильщицы перечислили одинаковые причины: отсутствие работы, крайняя нужда, необходимость кормить семью и обучать детей. Примечательно, что все собеседницы оказались уроженками юга страны, приехавшими когда-то в столицу в поисках лучшей жизни.

    Так, Айша приехала на границу из Узгенского района Ошской области в начале июня, чтобы за лето заработать деньги на выплату кредита и оплату учебы внука в школе. Она сняла квартиру недалеко от «Ак-Жола», и каждый день приходит сюда работать, оставляя своего внука на попечение соседей.

    «Мне 58 лет, единственный доход – это пенсия в 2 тысячи сомов ежемесячно, которой, конечно, на что не хватает. Год назад я взяла кредит в 50 тысяч сомов, и теперь пора его погашать. В месяц надо выплачивать по 6 тысяч сомов, а таких денег у меня сейчас нет. Мои пять детей окончили школу и вузы, теперь работают, оставив мне на попечение внука. Живу и воспитываю его одна, муж умер», – с грустью рассказала Айша, добавив, что за месяц работы на КПП заработала лишь 8 тысяч сомов, что меньше ее ожиданий. Если до августа объем работы не увеличится, женщина вернется домой, в Узгенский район.

    Зиягуль 41 год, в 30 лет она приехала в Бишкек из Джалал-Абадской области. Все это время «перебивалась» на разных работах. На границе работает 3 недели, до этого торговала на базаре. Имеет 4 детей, двое из которых — школьники.

    «Сначала я попыталась пристроить сына в 29 школу, но там его не приняли, якобы, слабый и отсталый, заставили проходить экзамены, а потом потребовали 10 тысяч сомов. В итоге я отправила его в другую школу», — рассказала женщина, добавив, что детей необходимо одеть к началу учебного года, накопить средства на их обучение. По подсчетам Зиягуль, ей ежемесячно требуется минимум 200 долларов на содержание семьи.

    Канымай 48 лет, она приехала из Оша 10 лет назад, все это время жила в съемной квартире в одной из новостроек Бишкека. Пришла работать на КПП «Ак-Жол» в начале июля, чтобы оплатить лечение мужу-инвалиду и отправить в школу 7-летнего сына, однако столкнулась с непредвиденными проблемами.

    «Здесь очень много безработной молодежи, которая не дает нам, пожилым людям, работать. Они забирают все грузы себе. А еще тут много казахстанских грузчиц, которые тоже забирают себе большую часть товара. Их вообще надо выгнать отсюда, чтобы не мешали нам», — внезапно заключила носильщица.

    Однако услуги казахстанских носильщиц пользуются большим спросом – с них берут меньше взяток при переходе границы. Кроме того, по словам Гули из Кордая, в селе больше нет другой работы и многие жители вынуждены быть грузчиками.

    Подобная картина наблюдается и в новостройках вокруг Бишкека, где, в основном, проживают люди, приехавшие в столицу в поисках лучшей жизни. Однако, не секрет, что ожидания большинства из них не оправдались.

    «Лазейки» в Таможенном Союзе

    С 2010 года Казахстан является членом Таможенного Союза наравне с Россией и Белоруссией. С 1 июля текущего года внешние пределы Союза установлены на кыргызско-казахской границе, что автоматически должно привести к усилению контроля над ввозом товаров и грузов в страну, а также повышению таможенной пошлины на них.

    Однако даже здесь кыргызстанские рабочие нашли «лазейку», которой активно пользуются: согласно правилам Таможенного Союза, физические лица могут проносить на себе грузы весом до 50 килограммов, за остальное выплачивается пошлина — минимум 4 евро, в зависимости от вида товара. Именно по этой причине весь товар, привозимый на границу с рынка «Дордой», упаковывается в коробки, баулы и тюки не более 50-ти килограммов каждый.

    И все же, в совокупности все перечисленные факторы не помешают кыргызстанцам и дальше трудиться на контрольно-пропускных пунктах. Если груз превысит допустимый объем – просто вырастает размер взятки.

    Через месяц, в августе, начнется самый «горячий» сезон торговли, что автоматически повысит уровень доходов сотрудников КПП, а также не оставит без работы носильщиков. Впрочем, если Кыргызстан вступит в Таможенный Союз и на кыргызско-казахской границе отменят таможенный контроль, носильщики автоматически лишатся своей работы. Хорошо это или плохо – другой вопрос. 

    Поделитесь новостью