Такое мнение депутат парламентской фракции «Ар-Намыс» Нурлан Торобеков выразил сегодня, 27 февраля, на заседании парламентского Комитета по международным делам, где рассматривается соглашение о поставках российских нефтепродуктов в Кыргызстан.
Министр энергетики и промышленности Аскарбек Шадиев рассказал, что по соглашению российская компания «Газпром» будет поставлять нефтепродукты своим дочерним компаниям — «Газпром нефть Аэро» и «Газпром нефть Азия», которые работают в Кыргызстане.
Эти компании будут получать нефтепродукты без облагания российской таможенной пошлиной в размере 260 долларов на тонну ГСМ, а также будут контролировать распределение и потребление в Кыргызстане этих нефтепродуктов.
«У России есть подозрение, что часть поступающих нефтепродуктов уходит на реэкспорт, поэтому они желают сами контролировать распределение. Если это соглашение будет подписано, то в этом году увеличится импорт нефтепродуктов в Кыргызстан», – заявил Аскарбек Шадиев.
Он добавил, что кыргызстанская сторона сумела добиться включения пункта, согласно которому местная Ассоциация нефтетрейдеров сможет ввозить российские нефтепродукты без облагания таможенной пошлиной.
Однако Нурлан Торобеков раскритиковал соглашение, назвав его «кабальным» для Кыргызстана.
«Это соглашение носит односторонний характер. У России появляется мощный рычаг экономического давления на Кыргызстан, что грозит вмешательством во внутренние дела нашей страны. Соглашение о поставках Россией нефтепродуктов навязывается Кыргызстану и носит кабальный характер», – заявил парламентарий.
Аскарбек Шадиев не стал комментировать эти слова, но признал, что у Кыргызстана нет другого выхода, поскольку кроме России других поставщиков нефтепродуктов в страну нет. Отказ подписать соглашение приведет к введению российской стороной таможенной пошлины на поставки в Кыргызстан ГСМ.
«Если мы не подпишем это соглашение, то цены на бензин и дизтопливо в стране возрастут на 11-12 сомов из-за введения пошлины. Поэтому у нас нет другого варианта, кроме принятия этого документа», – отметил министр.
После споров члены Комитета поддержали соглашение, а депутат Нурлан Торобеков «воздержался».