В 2012 году дипломатическим отношениям между Исламской Республикой Иран и Кыргызской Республикой исполняется 20 лет. K—News побеседовал с Чрезвычайным и Полномочным послом Ирана в Кыргызстане Манучехром Моради о том, что было достигнуто за это время и каковы планы развития сотрудничества между двумя странами в будущем.
Не могли бы Вы резюмировать итоги 20-летних дипломатических отношений между Кыргызстаном и Ираном?
Для начала следует отметить, что Иран был одной из первых стран, признавших независимость Кыргызской Республики. В целом можно сказать, что отношения между двумя государствами развивались в плодотворном русле, и мы довольны результатами. Было проведено много встреч на официальном уровне как в Иране и Кыргызстане, так и на саммитах в третьих странах. В результате этого были подписаны важные документы в сфере политического, экономического и культурного сотрудничества.
В политическом аспекте у Ирана никогда не было разногласий с Кыргызстаном. У нас общий взгляд на многие вопросы регионального и международного формата. Обе страны являются членами международных организаций и в том числе Организации исламского сотрудничества.
Одним из знаменательных событий в истории отношений между нашими странами стал визит председателя Меджлиса Исламского Совета Исламской Республики Иран Али Лариджани в Кыргызстан в октябре прошлого года. До этого группа парламентской дружбы Ирана посетила Кыргызстан, а в январе был организован визит женщин-депутатов Жогорку Кенеша в Иран.
Особенно впечатляющие результаты за 20 лет были достигнуты в области культуры. Кыргызстанцы и иранцы – это два народа с общими корнями, историей, культурой и религией. Эта общность дает нам возможность развивать сотрудничество и обмена опытом между преподавателями вузов, научными кругами и культурными центрами обеих стран. Многие в Кыргызстане изучают персидский язык. За время моей дипломатической миссии я стал свидетелем огромного нтереса к культуре Ирана со стороны ваших граждан.
Когда планируется проведение десятого заседания Совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству между Кыргызстаном и Ираном?
Межправительственная комиссия по сотрудничеству является структурой, регулирующей всю сферу взаимоотношений между нашими странами, поэтому нам очень важно возобновить ее работу. До 2009 года были проведены 9 заседаний комиссии в столицах обеих республик. По плану десятое заседание должно было пройти в конце 2009 года, однако по просьбе кыргызстанской стороны оно было перенесено на весну 2010 года. К сожалению, трагические события и частая смена руководителей в Кыргызстане помешали ему состояться. В этом году нам удалось договориться о проведении десятого заседания в апреле в Тегеране.
Переходя к вопросу экономических взаимоотношений, какие объемы товарооборота между Кыргызстаном и Ираном?
К сожалению, в последний год объем товарооборота между двумя странами оказался намного ниже, чем в прошлые годы, и чем мы ожидали. Есть потенциал увеличить этот показатель до 200 миллионов долларов в год, но, увы, при всем желании пока выше 70 миллионов долларов он не поднимается. И на то были объективные причины: отсутствие стабильности, смена правительства. Сейчас у нас есть все возможности увеличить товарооборот, но дальнейшие результаты зависят от политической воли руководителей обеих стран.
Как Вы можете прокомментировать ситуацию вокруг иранских инвесторов ОАО «ФинансКредитБанк»? Не отразится ли она на интересе иранских предпринимателей работать и вкладывать в кыргызстанский бизнес?
Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, хочу подчеркнуть, что «ФинансКредитБанк» является кыргызстанским банком и осуществляет деятельность исключительно в рамках законодательства этого государства. В прошлом году во время моих неоднократных встреч с различными ведомствами Кыргызстана, их руководители выразили заинтересованность в привлечении иранских инвесторов. На призыв посольства откликнулись несколько инвесторов из Ирана, которые и приняли решение купить акции «ФинансКредитБанка». Отмечу, что они не имеют отношения ни к официальным структурам, ни к официальным банкам Ирана, и являются частными лицами.
Во время первого визита в Кыргызстан, у них состоялась встреча с господином Алмазбеком Атамбаевым, тогда еще бывшим на посту премьер-министра, и он поддержал их стремление инвестировать в банковскую сферу. Однако после заключения договоров, мы стали замечать давление извне. Я имею в виду официальную ноту посольства США в Кыргызстане, направленную Министерству иностранных дел (В ноте сообщалось, что владение «ФинансКредитБанком» со стороны Ирана может навредить репутации кыргызстанской финансовой системы – прим. ред.). Я считаю эту ноту непосредственным вмешательством во внутренние дела Кыргызстана и посягательством на его независимость. Государство не должно допускать, чтобы посольство какой-то страны указывало ему, как поступать в отношении инвесторов из другого государства.
Ситуация интересна тем, что такие серьезные препятствия возникли у инвесторов банка, приглашенных высшим руководством страны. Как любое посольство, в случае возникновения проблем у наших граждан, мы стараемся решать их. Инвесторам «ФинансКредитБанка» мы советовали сотрудничать с государственными органами Кыргызстана и представить все необходимые документы. Во время встреч с официальными лицами Кыргызстана, я предложил дать банку возможность продолжать работу, поскольку это в интересах его клиентов.
Я думаю, история с «ФинансКредитБанком» станет уроком и предостережением для других зарубежных инвесторов.
С какими еще сложностями сталкиваются иранские предприниматели и инвесторы при ведении бизнеса в Кыргызстане?
Основные проблемы – нестабильность и отсутствие уверенности в возврате вложенного капитала, а также бюрократические преграды. Чем проще и устойчивее будет система, тем больше пользы будет и для самого Кыргызстана.
Практически все иностранцы, не только иранские граждане, сталкиваются с трудностями пребывания на территории Кыргызстана и получением виз. Поэтому правительство Ирана предложило правительству Кыргызстана ввести безвизовый режим между нашими странами или хотя бы упростить процесс получения визы для бизнесменов и инвесторов. Сейчас наше предложение рассматривается.
Какие проекты и в каких сферах планируются в будущем в рамках сотрудничества между Ираном и Кыргызстаном?
Начну с того, что новое руководство Кыргызстана, и, особенно, высшее руководство страны очень заинтересованы в развитии сотрудничества с Ираном. Это стало понятно после моих встреч с министрами нового правительства.
Насчет планов на этот год. В марте Кыргызстан посетят творческие коллективы для участия в праздновании Нооруза. В апреле, как я уже говорил, запланировано проведение десятого заседания Совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству в Тегеране. В мае в Бишкеке пройдет Неделя культуры Ирана, посвященная 20-летию дипломатических отношений между нашими странами.
В этом году в Бишкек на Саммит глав правительств стран-участников Шанхайской организации сотрудничества намерен приехать и вице-президент Ирана Мохамад Реза Рахими. Также намечается визит мэра Бишкека господина Исы Омуркулова в Тегеран.
Правительства Кыргызстана и Ирана планируют подписать договор о совместной борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Документ находится на завершающей стадии подготовки.
Кроме того, уже решен вопрос о предоставлении помощи в размере 1 миллиона долларов на строительство спортивного центра в Оше. В ближайшее время средства должны поступить в Кыргызстан.
Несомненно, мы продолжим оказывать поддержку и студентам. Так, в Бишкекском гуманитарном университете и Ошском государственном университете многие студенты обучаются за счет Ирана.