K-News публикует отрывки из интервью Чрезвычайного и Полномочного посла США в Кыргызстане Памелы Спратлен турецкому телеканалу «TRT», в котором она прокомментировала обвинения и слухи вокруг Центра транзитных перевозок «Манас».
Президент Атамбаев недавно заявил, что ЦТП «Манас» будет закрыт по истечению срока договора. Если договор не продлят, каковы будут последующие шаги Соединенных Штатов?
Прежде чем ответить на ваш вопрос, мне бы хотелось немного рассказать о связях между США и Кыргызстаном, и отметить, что 1 февраля был заложен фундамент нового здания посольства США. Мы это делаем в честь 20-летия дипломатических отношений с Кыргызстаном. Мне бы хотелось, чтобы ваши зрители знали, что наши отношения с Кыргызской Республикой очень многогранны.
Помимо безопасности, они охватывают огромное количество вопросов, включая экономическое развитие, культурный обмен, развитие гражданского общества, здравоохранение, образование и многие другие отрасли. На протяжении многих лет мы гордимся тем, что развиваем эти отношения, основанные на взаимных интересах и взаимном уважении. Я считаю, что сооружение нового здания посольства является символом того, что Соединенные Штаты намерены продолжать и углублять многосторонние отношения с Кыргызской Республикой.
Теперь относительно Транзитного центра (ЦТП «Манас» — прим. ред.). Мы не можем спекулировать относительно будущего, но мне хотелось бы отметить, что это очень серьезный вопрос. Мы готовы к обсуждению с нашими кыргызстанскими партнерами будущего Транзитного центра после истечения в 2014 году срока существующего договора.
Мне хотелось бы подчеркнуть, что мы очень благодарны Кыргызстану за 10 лет сотрудничества по Транзитному центру, а также за приверженность существующим договоренностям по авиабазе до 2014 года.
Правительство США намерено вывести свои войска из Афганистана после истечения в 2014 году договора по базе. Существуют какие-либо аргументы для продления срока деятельности ЦТП «Манас» или для размещения новой военной базы в Кыргызстане или других странах Центральной Азии?
Для нас важно не опережать самих себя и не спекулировать будущим. Мы надеемся на трезвое обсуждение с правительством Кыргызской Республики будущего Транзитного центра, и, естественно, мы будем учитывать саму ситуацию в Афганистане.
Ситуация там — это огромный вызов, но международные партнеры каждый день работают, чтобы помочь афганистанцам укрепить свои силы безопасности и помочь политической элите Афганистана принять решение о примирении.
Достижение этих целей зависит от самих афганистанцев. Поскольку ситуация там неустойчива, мы считаем, что для всех партнеров, вовлеченных в дело по установлению безопасности в регионе, важно проявить гибкость относительно будущих шагов.
Насколько важно для США иметь в Кыргызстане Центр транзитных перевозок «Манас»?
В настоящее время Транзитный центр крайне необходим и важен. Поэтому мы всегда подчеркиваем нашу признательность кыргызским партнерам за возможность пребывания здесь.
Транзитный центр является местом переправки военных сил, почти 100 % из которых перемещаются в Афганистан и обратно. Центр также важен для воздушной дозаправки самолетов в ходе операций в Афганистане, которые проводятся для защиты пространства и гарантии того, что террористы не смогут использовать страну, как безопасную для себя гавань.
Авиабаза играет очень важную военную роль, и она крайне необходима для вспомогательных функций. Мы очень благодарны руководству Кыргызстана за возможность иметь этот объект.
Отношения между США и Ираном становятся все более напряженными. Недавно представитель МИД России заявил, что в связи с этим Иран представляет опасность и для Кыргызстана, потому что он может нанести ответный удар (по ЦТП «Манас» — прим. ред.). В какой степени это соответствует истине?
Мы считаем это идею нелепой. Что касается общей ситуации, то мы надеемся, что Иран будет уважать требования ООН и вновь займет позицию члена международного сообщества, достойного уважения благодаря соблюдению требований ООН и ее партнеров.
Я бы хотела подчеркнуть, что Транзитный центр «Манас» выполняет единственную миссию: поддерживать процесс стабилизации в Афганистане и не допустить появления там убежищ для экстремистов. Это его единственное предназначение. Я хочу еще раз это подчеркнуть, это очень важно. Заявления о других миссиях и целях не соответствуют действительности, как ранее сообщил мой коллега из Москвы Майкл Макфол.
Люди, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью в районе расположения ЦТП «Манас», недавно заявили, что их посевы пострадали из-за сброса авиатоплива самолетами военно-воздушных сил США. Какие меры вы принимаете по этому поводу?
Этот вопрос то и дело муссируется, и нас часто просят на него ответить. Наш ответ не изменился: сброс топлива производится крайне редко, и нет каких-либо научных доказательств, что окружающей среде Кыргызстана нанесен какой-то вред из-за этих редких инцидентов.
Какие меры предпринимают Соединенные Штаты? Мы очень серьезно относимся к вопросам окружающей среды. Мы стараемся хорошо ее защищать и ЦТП «Манас» всегда готов обсуждать эти вопросы с правительством Кыргызской Республики.
Ряд кыргызстанских государственных экспертов также подтверждает, что нет научно обоснованных свидетельств ущерба окружающей среде от присутствия в Кыргызстане ЦТП «Манас».