В Кыргызстан с официальным визитом накануне, 4 декабря, прибыл премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Он провел встречи с премьер-министром Жанторо Сатыбалдиевым и президентом Алмазбеком Атамбаевым. Сегодня глава правительства Китая примет участие в заседании глав правительств стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Вэнь Цзябао в ходе встречи с главой правительства Кыргызстана подчеркнул, что КНР рассчитывает на поддержку республики по некоторым вопросам в рамках ШОС. Он так же заявил, что Китай заинтересован в проведении четвертой линии газопровода Туркменистан-Китай через территорию Кыргызстана.
Многие политологи склонны видеть в такой активной позиции по отношению к Кыргызстану начало экспансии.
Россия уступает свои позиции в Кыргызстане Китаю
Китай в последнее время активно инвестирует в соседнюю страну. Аналитики предупреждают: Россия начинает проигрывать Китаю в борьбе за влияние в регионе.
Как пишет интернет сайт «Немецкая волна» — DW, китайская экономическая экспансия в Кыргызстане усиливается, объем инвестиций растет из года в год. В первую очередь в сферу интересов китайских фирм попадают энергетика и горнорудная промышленность. Например, именно китайская компания сейчас ведет строительство подстанции «Датка» на юге республики. На эти цели один из банков КНР выделил 208 миллионов долларов. Затем эта же компания приступит к строительству подстанции «Кемин» на севере и высоковольтной линии электропередач «Датка-Кемин», которая позволит замкнуть внутреннее энергетическое кольцо Кыргызстана. На эти цели Китай выделяет еще порядка 390 миллионов долларов в виде льготного кредита.
В городе Кара-Балте китайский инвестор строит нефтеперерабатывающий завод с проектной мощностью — 800 тысяч тонн нефти в год. Сырье планируется завозить из Казахстана и России. Объем вложений в данный проект оценивается в 250 миллионов долларов.
Эксперты Кыргызстана отмечают, что КНР сейчас старается получить доступ к месторождениям редкоземельных элементов, цветных и драгоценных металлов. Есть опасность, что продажные чиновники могут отдать практически все месторождения в разработку Китаю. Несколько китайских компаний уже участвуют в разведке и освоении месторождений золота.
Соблазнительные совместные проекты
Еще один важный вопрос кыргызско-китайских переговоров – проект по строительству железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Накануне посол КНР в Бишкеке Ван Кайвэнь на встрече с журналистами отметил, что до сих пор остается открытым вопрос финансирования. По разным оценкам, для реализации проекта может потребоваться от 1миллиарда 300 миллионов до 2 миллиардов долларов США.
Впервые о строительстве этой железнодорожной магистрали заговорили в середине 90-х годов прошлого столетия. В 2002 году правительство Китая выделило 20 миллионов юаней (свыше 3 миллионов долларов) для проведения предварительного технико-экономического обоснования. Новая дорога позволит сократить путь из Восточной Азии в страны Ближнего Востока и Южной Европы на 900 километров, а кыргызская железнодорожная система перестанет быть тупиковой и сможет зарабатывать на транзите до 200 миллионов долларов ежегодно.
Китайская сторона готова профинансировать проект в обмен на доступ к минеральным ресурсам. Однако в Кыргызстане после горячих и продолжительных споров от этого предложения решили отказаться. Кроме того, КНР настаивает на узкоколейной дороге.
Данный вопрос носит стратегический характер и затрагивает уже не только интересы КР, но и других стран СНГ, в первую очередь России. Политологи отмечают, что Китай навязывает свои технологические стандарты, и это вызывает озабоченность в Кремле. Но все-таки Россия проигрывает Китаю свои позиции в республике.
Также КНР усилил культурную экспансию, и, по мнению специалистов, за ней последует экспансия политическая. Вчерашнее обращение премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао к Жанторо Сатыбалдиеву за поддержкой по ряду вопросов на саммите ШОС можно расценивать как «тонкий намек на толстые обстоятельства».