K-News публикует интервью с кыргызстанским режиссером Жанышем Кулмамбетовым на тему похищения невест, подготовленное Общественным Фондом «Открытая линия».
Похищение невест — дикость
На мой взгляд, похищение невест усугубилось в прошлом веке и с каждым годом оно приобретает все более преступный оттенок. К этому явлению подходит только один термин – «дикость». Мы, кыргызы, всегда гордились тем, что мы — великий народ. Но благодаря имиджу, который сформировался из-за этого явления, мы выглядим как варвары, что не очень приятно.
Если затронуть проблему реагирования судов на это явление, то мы не видим должной реакции. Когда в ходе съемок фильма «Раненые журавли» я разговаривал с одним из судей, он выразил мнение, что похищение невест является обыденным явлением и нет ничего страшного в том, что оно практически не преследуется.
Суды должны работать
Чтобы законы, защищающие права девушек, начали работать, нужно содействовать увеличению числа судебных процессов по делу похищения невест, освещать их по всей стране, снимать и показывать фильмы, что похищение девушек нарушает права человека. Лишь тогда у людей в сознании постепенно начнет укладываться, что похищение девушек — это преступление, и за него есть определенное наказание.
Сейчас суд остается одним из самых сильных инструментов, который может обеспечить соблюдение законов и норм, даже если они игнорируются лицами, ответственными за их исполнение.
Штраф в миллион
Надо бороться с похищением невест на государственном уровне. К примеру, президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров понял, что похищение невест можно искоренить жестким наказанием. Похитителю назначается штраф в один миллион рублей, который он выплатит родителям украденной девушки, а имам, который освятил этот брак, лишится своей должности и духовного сана.
В Таджикистане также есть такой пример, когда президент Эмомали Рахмон потребовал «положить конец безудержным расходам на проведение пышных свадеб, религиозных обрядов и других мероприятий, которые тяжким бременем ложатся на плечи людей».
Наша проблема не решится, пока этот вопрос не будет рассмотрен на государственном уровне, и не будет принято волевое решение. Если президенты соседних стран принимают жесткие меры, думают об имидже государства, улучшают его в глазах мирового сообщества, то чем хуже Кыргызстан в этом смысле? Мы что, менее сознательны, менее патриотичны, нежели Рамзан Кадыров и Эмомали Рахмон?
Семья должна научить уважать женщин
Для противодействия похищению невест важна роль образования и семьи. Должны быть реформы в системе образования и работа по сохранению ценностей в семье, потому что если ребенок видит, что в семье и обществе все толерантно относятся к насилию над девушкой, то он также усвоит это.
В семье при воспитании детям желательно передать идеи, мысли, чувства, факты, мудрость народа, ведь традиции, которые есть в народе, должны быть положены в основу воспитания каждого нового поколения. Эти традиции помогли бы нашей молодежи правильно расставлять акценты в жизни, осознать себя как самодостаточная личность и ни за что не соглашаться на унизительные условия при похищении невест. Девушкам надо объяснять: «ты – человек!», «ты – личность!», «у тебя есть права!».
Еще я бы предложил создать движение девушек, пострадавших от похищения. Такие аналогичные движения создаются и они эффективны.
Корни похищения невест в Кыргызстане
В истории кыргызского народа похищение невесты наказывалось, и даже очень жестоко, вплоть до убийства похитителя, потому что он нарушал истинные традиции. Это был неписаный закон, но, тем не менее, он существовал. Я нигде не читал и не слышал, чтобы похищение девушки приветствовалось кыргызским народом.
В Советский период похищения невест участились, могу даже сказать, что истоки данного явления идут именно оттуда.
Я думаю, что в 30-40 годы прошлого века это явление уже начало восприниматься как норма и этому есть несколько объяснений. Первое — усугубление правового нигилизма и пренебрежительного отношения к исконным ценностям, закону и праву. Совсем забылись народные устои. До тех пор, пока были живы представители старого поколения, традиции более или менее соблюдались. Но позже все стало отрицаться, стало считаться пережитками феодализма. Вторая причина кроется в том, что, по моему мнению, сам Советский Союз был создан на насилии. И это насилие и оголтелый анархизм до сих пор сидят в нас. И последние революционные события также подтверждают это.
Но хочу все же отметить, что в советское время похищение невест было не так масштабно и не в таком жестком виде. Больше практиковалось создание семьи через институт сватовства. Но даже если допустить, что похищение невест — традиция, как она может стоять выше закона? Любая традиция, не отвечающая законам, не имеет права на существование. И если мы будем все наши беды сваливать на традицию, как мы можем говорить о верховенстве закона?
С данным явлением можно было бороться только «разрубив гордиев узел», поэтому я не устаю повторять, что необходима политическая воля и должна быть разработана государственная программа.
Интервью подготовила Мунара Бекназарова, директор Общественного Фонда «Открытая линия»