Директор Агентства профессионально-технического образования при Министерстве молодежи, труда и занятости Таалайбек Чолпонкулов рассказал в интервью K—News о проблемах и перспективах развития сферы ПТО, о реализуемых проектах, партнерах и поделился планами на будущее.
Расскажите о системе профессионально-технического образования в нашей стране.
На данный момент в нашей системе профтехобразования (ПТО) функционирует 110 учебных заведений: 103 профессиональных лицея, 6 профучилищ при исправительных учреждениях Госслужбы исполнения наказаний и один Индустриально-педагогический техникум, который обеспечивает нас преподавательскими кадрами. Всего в системе ПТО обучается более 30 тысяч человек, около 70 % из которых получают образование на бюджетной основе. В основном, это дети из малообеспеченных семей. Мы проводим подготовку специалистов по более чем 120 профессиям, а процент трудоустраиваемости наших выпускников достигает 75 %.
Какие проблемы существуют в системе ПТО?
Всего на систему ПТО выделяется около 900 миллионов сомов, в основном — это расходы по защищенным статьям – зарплата, отчисления в Соцфонд. В условиях дефицита республиканского бюджета имеет место недофинансирование данной сферы, в том числе не хватает средств на укрепление материально-технической базы. Во многих учебных заведениях элементарно нет компьютеров. Наши преподаватели, в особенности представители старшего поколения, нуждаются в повышении квалификации, ведь в наше время используются новые методики обучения и учебное оборудование.
Кроме этого, ощущается нехватка мастеров производственного обучения, потому что частный бизнес платит им гораздо больше, а размер средней заработной платы наших преподавателей составляет 4-5 тысяч сомов. В основном остались только патриоты своей работы. Но после повышения зарплат в прошлом году эта проблема частично разрешилась, и к нам стали приходить молодые кадры.
В нашей стране принято отдавать приоритет высшему образованию, и часто молодые люди не задумываются над тем, смогут ли они найти работу по специальности через 5 лет. Хотя существуют востребованные рабочие специальности, где можно зарабатывать, они стремятся получить диплом о высшем образовании. В этой связи специалисты нашего Агентства провели исследование среди старшеклассников, согласно которому более 70 % опрошенных признались, что выбирают профессию неосознанно. Но, к счастью, мы наблюдаем, что из года в год эта тенденция идет на снижение.
Что делает Агентство для привлечения молодежи в сферу ПТО?
Ежегодно мы составляем программу профориентационных работ с целью оказания помощи молодым людям в осознанном выборе профессии. Мы проводим различные акции, дни открытых дверей, массовые культурные мероприятия, к участию в которых привлекаем работодателей и средства массовой информации.
В 2010 году в Ленинском районе совместно с мэрией Бишкека мы реализовали проект по профориентации, в рамках которого школьники района проходили обучение по 20 специальностям на базе 8 профлицеев. Мы достигли определенного результата, потому что многие из них после окончания школы поступили в лицеи. В планах было распространение этого проекта на весь город, но, к сожалению, все упирается в вопросы финансирования.
С какими организациями и предприятиями сотрудничает Агентство?
Мы постоянно работаем над укреплением связей с работодателями и социальными партнерами в сфере совместной подготовки кадров, прохождения практики и вопросов трудоустройства. Мы тесно сотрудничаем с Ассоциацией «Легпром», с Союзом строителей Кыргызстана. В нашей стране активно развивается сфера обслуживания. В этой связи мы недавно подписали соглашение о сотрудничестве с Кыргызской гильдией поваров.
Но в скором времени подобные двусторонние отношения будут осуществляться в рамках Национального совета по развитию профессиональных навыков, в состав которого вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств, а также работодатели.
Чем именно будет заниматься данный орган и какие цели ставятся перед ним?
Цель создания Национального совета – укрепление отношений между госорганами и работодателями в вопросах подготовки кадров. Конечно, эти связи существовали и раньше на уровне Агентства и учебных заведений, но мы хотим их формализовать и, тем самым, поднять на республиканский уровень.
В рамках Совета будут созданы отраслевые комитеты, в состав которых войдут представители работодателей и учебных заведений соответствующей отрасли. Они будут заниматься разработкой учебных программ, определением профессиональных стандартов и требований, проведением анализа рынка труда. Всю текущую работу будет выполнять Агентство профтехобразования, а сам Совет будет собираться раз в квартал.
Работодатели получат возможность «заказывать» необходимых им специалистов и определять профессиональные требования, которые к ним предъявляются, что значительно повысит уровень трудоустройства наших выпускников.
Мы надеемся, что образование Совета послужит толчком для развития профессионально-технического образования.
На какой стадии находится совместный проект с российской Федеральной миграционной службой по обучению безработных в Оше?
В рамках данного проекта 90 молодых людей прошли пятимесячные курсы по трем специальностям — газоэлектросварщик, гипсокартонщик и электромонтер. Они уже получили сертификаты, и мы направили все их данные в Санкт-Петербург, где Миграционная служба подыскивает им работу. Нам уже поступила заявка на 10 человек. Ожидаем, что первая отправка наших граждан в Россию состоится уже в апреле. Пока трудно сказать, получит ли данная практика продолжение, ведь этот проект пилотный, и все будет ясно только по его результатам.
Расскажите о вашем совместном проекте с Азиатским банком развития.
В Кыргызстане с 2008 года в 25 учебных заведениях ПТО реализуется проект «Профессиональное образование и развитие навыков», который был рассчитан на 4 года.
Специалисты проекта совместно с представителями ассоциаций и крупных компаний определили 18 приоритетных профессий, по которым они разработали новые модульные учебные программы. Среди отобранных специальностей были: слесарь, мастер гипсокартонных конструкций, штукатур, электромонтер, электросварщик, повар, горничная, парикмахер, швея, тракторист и другие.
Модульное обучение отличается от традиционного тем, что оно, в первую очередь, направлено на практическое приобретение профессиональных навыков. К примеру, для работника станции технического обслуживания замена автомобильной свечи является одним модулем.
Эта программа нацелена на краткосрочное обучение – от одного до шести месяцев в зависимости от специализации. Набор на курсы осуществляется посредством Службы занятости. На сегодняшний день у нас уже начались курсы по профессии «швея» для безработного населения, а остальные занятия начнутся по мере формирования групп.
Сейчас обучение проводится на бесплатной основе, но в будущем данные курсы станут платными, в их стоимость будут закладываться расходы на зарплату преподавателей, расходные материалы, оплату коммунальных услуг, но не на прибыль.
Какая материальная и техническая поддержка была оказана в рамках данного проекта?
На реализацию этого проекта АБР выделил 10 миллионов долларов. В 25 учебных заведениях были отремонтированы 158 учебных мастерских, включая 27 компьютерных классов, а также 25 общежитий, в которые сейчас идет поставка новой мебели – кроватей, столов, стульев и постельных принадлежностей. Помимо этого, в рамках программы, инженерно-педагогические работники и руководство пилотных лицеев и училищ прошли обучающие тренинги.
Что касается технической части, мы внедрили автоматизированную систему управления активами, создали единую базу по учащимся, кроме этого началось внедрение электронного документооборота, а в скором времени должно поступить новое учебное оборудование.
Также при учебных заведениях были организованы попечительские советы, которые в целях демократизации управления и ограничения единоличной власти директоров возглавили работодатели.
Планирует ли, по Вашим данным, АБР продолжить финансирование сферы ПТО Кыргызстана?
АБР готов выделить средства на продолжение проекта, но, к сожалению, в нашем правительстве приоритет отдают экономическим программам. Конечно, будет хорошо, если второй транш со стороны АБР попадет в систему ПТО, ведь, что ни говори, а лучшие инвестиции — это человеческий капитал.
Проект АБР показал действительно хорошие результаты, мы надеемся, что он получит продолжение, потому что очень важно распространить полученный опыт на всю систему профтехобразования. Кроме этого, у нас большие планы по оптимизации системы ПТО, в том числе мы хотим внедрить систему подушевого финансирования и разработать новые модульные учебные планы по оставшимся профессиям.