Режиссеры Кыргызстана бьют тревогу. По их словам, если не внести поправки в действующее законодательство о защите авторских прав и не легализовать пиратство, то может серьезно пострадать экономика Кыргызстана. О том, чем грозит кража интеллектуальной собственности и как с ней бороться в интервью K—News рассказал режиссер Эрнест Абдыжапаров.
Какова ситуация на видеорынке страны?
В Кыргызстане 98 % всей кинопродукции распространяется пиратами. До сегодняшнего дня у нас с ними существовало «джентльменское» соглашение, благодаря которому распространение кыргызстанских фильмов было взято под контроль, и можно было спокойно «откатать» свою картину, после чего договориться с компанией, которая имеет лицензию на распространение дисков, и продать ей фильм за 500, 1000 или больше долларов. Пусть это было нелегально, но какой-то процент от тиражирования картины доставался автору. Сейчас это соглашение расторгнуто, картина «Влюбленный вор» похищена, и ее уже не вернуть.
Что было сделано для того, чтобы вернуть похищенный фильм?
Само по себе распространение дисков, хотя это плагиат и воровство, в нашей стране не является преступлением. В 2004 году было внесено изменение в статью 150 Уголовного кодекса КР, согласно которой авторское право стало частным делом, и правоохранительные органы в него не вмешиваются. А в 2007 году кражу интеллектуальной собственности вообще перестали считать преступлением. Автору практически невозможно ни поймать, ни засудить вора, а если все же удастся, то вор отделается административным штрафом в размере от 500 до 2-х тысяч сомов. Поэтому сам процесс наказания за кражу в нашей стране невозможен. Вот и стоит проблема пиратства.
Почему Вы просите легализовать пиратский бизнес?
Пираты не могут нормально работать, потому что их «доят» правоохранительные органы. Многие из них готовы, но не могут легализоваться, потому что нет законов, позволяющих это. Зарабатывать им тяжело, потому что люди «с корочками» забирают их хлеб. Эта ситуация способствует коррупции. Пиратам невыгодно кормить правоохранительные органы, режиссерам невыгодно кормить пиратов и вообще невыгодно производить фильмы, потому что государство не финансирует кинематограф,
Какие убытки несет киноиндустрия от действий видеопиратов?
Большие, но самое страшное то, что Кыргызстан в 1998 году вошел во Всемирную торговую организацию, перед которой мы имеем некоторые обязательства — именно в части защиты интеллектуальной собственности. Если мы сейчас не будем создавать хотя бы видимость того, что мы боремся с коррупцией и пиратством, то можем попасть в тяжелую экономическую ситуацию. Мы можем оказаться в 301 группе, когда штрафные санкции обанкротят нашу страну, и правительство будет вынуждено бороться с видеопиратами. Но этого возможно избежать, приняв поправки в законодательство и легализовав пиратский бизнес, введя какие-нибудь акцизные марки или голографические наклейки. А после заключать договора и отчислять деньги в бюджет государства. По-моему, если мы не сделаем какие-то шаги сейчас, то не только киноиндустрия пострадает, но и само государство попадет в неприятную историю.
Легализовав пиратство, Вы планируете убрать пиратов с видеорынка?
Их убирать не нужно, их нужно привлекать. Если мы будем потихоньку привлекать пиратов, то постепенно эти мелкие реализаторы начнут продавать только качественную лицензионную продукцию. Покупатель не постоит за ценой, если будет знать, что у фильма хорошее качество. Те же, кто не захочет играть по новым правилам, должны быть наказаны. Это общемировая практика, многие пираты в Америке и других странах сидят в тюрьме. Говорить о том, что мы полностью уничтожим пиратство, невозможно. Но хотя бы какие-то шаги к этому мы сделаем. Мы должны позволить правоохранительным органам жестко наказывать за продажу контрафактной продукции, но при этом создать условия для легализации пиратства.
Что планируется предпринять в отношении интернет-файлообменников и торрентов?
На сегодняшний день у нас есть договоренность с сайтами Namba.kg и Blive.kg, согласно которой они блокируют пользователей, которые «заливают» отечественные фильмы без согласия автора. А насчет торрентов я думаю, что если человек скачает фильм и посмотрит его, то с нас от этого не убудет. Возможно, он просто придет потом в кинотеатр посмотреть картину на большом экране. Я полагаю, человек должен придерживаться морально-этических принципов и спросить себя «а имеет ли он право смотреть фильм с торрента и отнимать хлеб у создателей фильма?». Сегодня, к сожалению, такого нет.
***
С мнением своего коллеги согласился и режиссер студии «Кыргызтелефильм» Асанкоджо Айтыкеев.
«Да, необходимо заключить договор и отдавать процент автору или студии, согласно Женевскому договору об авторском праве, который подписал и Кыргызстан. Но вообще, к сожалению, пиратство процветает наряду с торговлей оружием или наркотиками».
Депутат от парламентской фракции «Ата Мекен» Наталья Никитенко также считает, что Кыргызстану нужна защита интеллектуальной собственности.
«Официально к нам еще не поступало предложений о внесении поправок в законодательство. Но я считаю, что защита авторского права – это цивилизованная норма цивилизованного общества. Мы сейчас строим государственные взаимоотношения с обществом, и, на мой взгляд, такой закон об авторском праве нужен. У нас сам закон есть, но в нем есть белые пятна, которые нужно пересмотреть и исправить», – отметила парламентарий.
По словам президента Кыргызской ассоциации по защите интеллектуальной собственности Сергея Павловского, «антипиратские» поправки в законодательство необходимы Кыргызстану.
«По закону, согласно статье 150, пиратство у нас карается сроком заключения до пяти лет, однако ввиду того, что кража интеллектуальной собственности у нас является частным делом, наказать видеопиратов практически невозможно. Мы подали предложения о внесении поправок в закон, однако ответа так и не дождались», – сказал он.
Генеральный директор ОсОО «Намба Медиа» Олег Пузанов согласился с тем, что видеопиратов нужно наказывать.
«Я согласен с тем, что нужно наказывать по закону тех граждан, которые занимаются распространением интеллектуальной продукции вопреки запрету автора. Я против того, чтобы за это наказывали сайты, на которых такого рода злоумышленники занимались пиратством. Я против того, чтобы борьбой с пиратством занимались всякого рода полулегальные организации, которые без ведома автора берут на себя обязательство управлять блокировкой его контента в сети», – отметил он.
Олег Пузанов также добавил, что сайт Namba.kg готов сотрудничать с создателями фильмов в Кыргызстане.
«Если на сайте Namba.kg появляется пользователь, который активно публикует материалы без разрешения автора, мы готовы содействовать правообладателям в решении этой проблемы с самим пользователем. Как только пользователи поймут, что за нарушение такого закона будут наказаны они, а не сайты, не станет и проблемы», – заключил Олег Пузанов.
Владелец пиринговой сети «Torrent.kg» Александр Фейдман отметил, что его сайт готов к сотрудничеству с авторами
«С нами сотрудничают многие компании, пишущие софт, музыкальные компании и режиссеры. Некоторые из них пишут нам с просьбой убрать тот или иной релиз, и мы незамедлительно это делаем. В свою очередь, эти компании шли нам навстречу и не блокировали все раздачи подряд. Я считаю, что продавать диски нужно только в специальных магазинах и следить за качеством видео на них. А пиратов следует сажать в тюрьму», – выразил мнение Александр Фейдман.