Социальная незащищенность граждан приводит к все более серьезным конфликтам между обществом и государством, а решать социальные проблемы с каждым годом становится все тяжелее. Председатель парламентского Комитета по социальной политике Дамира Ниязалиева (СДПК) рассказала K—News о проводимой работе и о том, какого направления должна придерживаться социальная политика в Кыргызстане.
Социальная сфера во всем мире является наиболее уязвимой и недостаточно охваченной вниманием государства. Как вы видите реализацию социальной политики?
Это на самом деле так. Социальная сфера уязвима и не всегда полностью охвачена. Все зависит от экономических показателей страны, но, тем не менее, у нас в Конституции прописано, что мы социально-ориентированная республика, и правительство, и парламент старается все-таки обеспечить минимальные стандарты, заложенные в Конституции. Но вопрос в том, насколько этого достаточно. Конечно, на развитие сильной социальной политики требуется время. Мы должны делать все для того, чтобы у нашей страны был большой экономический потенциал, который мы могли бы направить на социальную сферу. В стране большие трудности с бюджетом, но, несмотря на это, в 2011 году правительство подняло зарплаты врачей и учителей, потом начали поднимать пособия для людей с ограниченными возможностями, для ВИЧ-инфицированных детей, пенсии. Все, что требуется, правительство старается выполнять, а парламент строго за этим следит.
Сейчас, нужно честно сказать, что мы не можем предоставить качественные услуги в социальной сфере. Налицо нехватка медицинских учреждений, современного оборудования, медицинских кадров. Элементарную взятку за хорошее лечение, внимание со стороны медперсонала, мы узаконили, превратив в сооплату, а проблемы остались. На реализацию Программы госгарантий по обеспечению граждан медико-санитарной помощью, на основе которой должна оказываться бесплатная помощь некоторым категориям населения, выделяется на 2 миллиарда сомов меньше, чем необходимо.
Все эти «болячки» должны решать вместе, обществом. Одними денежными ресурсами этого не решить. Нужно, чтобы в сознании каждого гражданина было стремление улучшить жизнь самостоятельно, а не быть иждивенцем государства.
Еще одна проблема в том, что до сих пор нет анализа эффективности проводимой социальной политики. Такой анализ могут сделать нам специалисты международного уровня, сейчас наш комитет работает над этим. При проверке министерств и ведомств Счетной палатой мы можем видеть, как использовались выделенные средства, но мы не можем видеть возможностей, может быть, нужно как-то перенаправить этот поток денег для более эффективного использования. Нам нужен глубокий анализ в этом направлении.
Какой должна быть социальная политика?
В целях создания эффективной и справедливой системы социальной защиты с учетом реальных возможностей государства была разработана и утверждена Стратегия развития социальной защиты населения на 2012-2014 годы. В данной стратегии прописано, что ни один человек, нуждающийся в социальной поддержке, не должен быть обделен ею. Вместе с тем, социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства. Гражданин должен достигнуть экономического благополучия для себя и своей семьи сам, своими силами. Государство не должно ограничивать экономическую свободу, активность, а, наоборот, путем снижения налогов, упрощения регистрации, выделения льготных кредитов, должно способствовать развитию предпринимательской деятельности. Это в свою очередь способствует занятости населения, снижению трудовой миграции, созданию новых рабочих мест, поступлению налогов и сборов.
Все, кто не может трудиться — пожилые граждане, инвалиды, дети, должны получать соответствующее социальное обеспечение. При этом поддержка малообеспеченных семей должна производиться строго адресным путем, чтобы не порождать иждивенчества за счет государства.
Политика государства должна быть направлена на выращивание здорового и образованного молодого поколения. Этим будет обеспечено будущее страны, экономический и интеллектуальный актив общества.
Ежегодно заявляется о пенсионных реформах, но на деле это заканчивается повышением на 300-400 сомов, которые не особо-то помогают пенсионерам. Почему так происходит, и почему у нас в стране не развита негосударственная пенсионная накопительная реформа?
Да, государство ежегодно индексирует размеры пенсий в связи с ростом стоимости жизни, но не в связи с проведением постоянных пенсионных реформ. Никакая реформа не может одномоментно решить все проблемы. Кстати, государственная накопительная пенсионная система действует с 2010 года, но она свои плоды покажет только через 15 лет, в эту систему вовлечены только те лица, которые выйдут на пенсию через 15 лет. С их заработной платы удерживается 2 %, которые участвуют в экономических инвестициях государства и должны принести дивиденды при достижении пенсионного возраста. Но инфляция, рост цен обязывают государство регулярно проводить индексацию пенсий действующих пенсионеров.
В законодательстве Кыргызстана заявлено о бесплатных медицинских услугах, но по факту это не так. Может быть, имеет смысл признать здравоохранение платным и выстроить правильную систему, чтобы нуждающиеся имели бесплатный доступ к медуслугам?
Да, согласно Конституции каждый имеет право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание и обслуживание на льготных условиях осуществляется в объеме государственных гарантий, предусмотренных законом.
За прошедшие годы многое изменилось, население заметно постарело, и возросла заболеваемость населения. Естественно, показатели советского времени совершенно не соответствуют нынешним реалиям. Но экспансия платной медицины привела к противоречивым результатам, сегодня покупка медицинских услуг не гарантирует качества. Существует и проблема необоснованного лечения, например, назначение ненужных услуг. Поэтому общество сдержанно относится к платной медицине – никто ничего не гарантирует.
Платные услуги, если и должны иметь место, то должны быть добровольными и предоставляться в том случае, если бесплатные услуги не предусмотрены законом. Например, если пациент хочет лечиться с помощью оригинального медицинского препарата, а не аналога, который используют у нас, или в случае желания дополнительного комфорта при оказании медицинских услуг.
Я считаю, что нас спасет не наращивание платной медицины, а серьезное улучшение государственного финансирования здравоохранения.
Мигранты ежегодно присылают огромные суммы денег в страну, но до сих пор остаются незащищенными. Вопрос обеспечения трудовых мигрантов в старости остается открытым или как-то решается?
Межгосударственные соглашения в области пенсионного и социального страхования не предусматривают перечисление страховых взносов трудовых мигрантов в пенсионные фонды стран выбытия. В настоящее время свыше 400 тыс. граждан Кыргызстана получили гражданство Российской Федерации. И в их отношении никакие правовые нормы пенсионного страхования не могут быть применены, поскольку неизвестно вернутся они впоследствии на Родину или нет. Также невозможно охватить тех граждан, которые самостоятельно, а иногда и нелегально, трудоустраиваются в странах дальнего и ближнего зарубежья, поскольку у них нет желания дважды платить страховые взносы. Главный вопрос — вовлечь в пенсионную систему граждан Кыргызстана, выезжающих на работу за границу по организованному набору. Вот здесь, нашим министерствам и ведомствам следует заключать соответствующие соглашения о перечислении страховых взносов в пенсионный фонд нашей республики. Необходимо рассмотреть вопросы добровольного пенсионного страхования, заинтересовать мигрантов привлекательными и выгодными пенсионными схемами. Кроме тогонеобходимо активизировать работу с трудовыми мигрантами, разъяснять не только законодательство в области миграции, но и освещать вопросы пенсионного страхования.
Правительством ведется работа по пенсионному обеспечению трудовых мигрантов. Например, этот вопрос предусмотрен в проекте соглашения между Кыргызстаном и Россией о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, которое было направлено российской стороне. На эту осень запланировано седьмое заседание кыргызско-российской рабочей группы по обсуждению проблемных вопросов, возникающих при реализации социального и пенсионного обеспечения трудовых мигрантов.
Недавно вы представили законопроект об обогащении муки, расскажите о нем поподробнее?
При употреблении продуктов, полученных из пшеницы, организм человека удовлетворяет до 45 % ежедневной энергетической потребности. Но при переработке муки высшего и первого сортов теряется от 70-80 % полезных веществ в пшенице, необходимых организму человека. Именно поэтому я предлагаю, чтобы мука первого и высшего сортов обогащалась «премиксом» — комплексом минералов и витаминов. Это как раз те вещества, которые должны содержаться в муке, но теряются из-за обработки. В муке второго сорта эти витамины остаются, потому что она более грубого помола. Обогащенная мука — это профилактика многих заболеваний, в особенности для детей, женщин, людей старшего поколения. Это нужно понимать как национальную программу для наших граждан, мы сможем спасти тысячи, а может быть и десятки тысяч жизней.
Во многих странах осуществляется фортификация муки. Это развитые страны, страны СНГ – Россия и Казахстан.У нас и сейчас работает закон об обогащении муки, но в настоящее время обогащается только мука из Госматрезерва. Более 50 % муки поступает к нам из Казахстана, а она не обогащенная. Недостаток витаминов и минеральных веществ приводит к тяжелым последствиям – материнской и детской смертности, инвалидности, сердечным заболеваниям.
Поэтому мы и вносим такой законопроект. Это даст свои результаты, я думаю, очень скоро, потому что опыт других стран показывает положительные изменения. В нашей стране Министерством здравоохранения сделаны исследования в этой области и доказано, что обогащенная мука очень положительно воздействует на состояние организма человека.